Влияние религиозных запретов и ограничений на развитие Европы по И.А. Ефремову

«Воспитанием европейского человека  уже  примерно  веков  семнадцать занималась   христианская церковь.  Не удивительно,  если остатки этой морали уцелели в скрытых, подчас неосознанных формах и в нашей Советской стране, давно порвавшей с религией. Именно по отношению к женщине у нас ещё много христианских предрассудков, и случай с Надей имеет прямое ко всему этому отношение. Я  привёл  вас  к  «Молоту ведьм», чтобы показать ту глубину позора и падения, ту кульминацию мракобесия и жестокости, которая не может быть ничем смыта с христианской церкви ни теперь, ни в будущие тысячелетия. Точно так же,  как позор фашизма и лагерей смерти ничем не смоется  с европейской культуры нашего века!

- Да, всех тяжелей приходилось женщине.

- Христианство  полностью взяло из древнееврейской религии учение о грехе и нечистоте женщины. Откуда оно взялось у  древних  евреев  - самого  архаического  народа  на  планете,  пережившего всех остальных своих современников;  кроме разве китайцев, - это нетрудно установить, если  подумать о бытовых  условиях  их  жизни  на краю пустыни, под ежечасной угрозой нападения соседей. Но сейчас не об этом речь. Дело в том, что эти моральные принципы вошли полностью в христианскую религию и затем прочно усвоились церковью. Основатель римской церкви  апостол Павел, с современной точки  зрения  -  явный параноик с устойчивыми галлюцинациями, особенно круто утвердил антиженскую линию церкви.

Церковь к  концу  средневековья разрослась в мощную организацию с широкой  и  неограниченной  властью,  и  по  законам   диалектического развития  зёрна  ошибок,  посеянных  при  её основании,  разрослись до неизбежного противоречия с самим существом христианской религии  -  до чудовищного  по  кровожадности  и  жестокости  преследования ведьм,  а заодно  и  всякого   свободомыслия,  на века отбросившего назад человечество - вернее,  нашу европейскую цивилизацию - и поставившего Европу на грань полного экономического краха.  Если  бы  не  подоспело ограбление  Азии  и Африки,  то вряд ли Европа выдержала бы такой крах своей культуры и воспитания.  Дошло до того,  что красивые  женщины  в Германии, Испании и других странах стали редкостью!

Испания, где инквизиция особенно разгулялась в течение почти трёх веков, постепенно, поколение за поколением, лишилась вообще всех своих наиболее  талантливых,  мужественных  и  образованных  людей, чем и погубила себя как мировую державу, сделавшись третьеразрядной страной, переставшей влиять на развитие европейской экономики и культуры.

Кстати, у нас на Руси в те времена ничего подобного не было. Ну, конечно, церковники тоже казнили ведьм или колдунов. У нас было больше колдунов, но общественного бедствия не было. Сравните с тем, что писал про Германию того времени священник  Мейфарт,  цитирую  на  память  по Сперанскому:  «Любая  беда мерещилась случившейся неспроста и вызывала подозрения и доносы.  Честный человек  с  добрым  именем  мог  гораздо безопаснее,  безмятежнее и спокойнее жить среди турок и татар,  нежели среди немецких христиан».

- И как мог народ переносить всё это? - спросила Сима.

- Сам не понимаю. Я сказал уже, что нужны серьёзные исследования.

Интересно,  что  возвращение  к  нормальным условиям существования,  к гуманизму и уважению к женщине вернуло нас  к  прекрасному  и  вызвало великое  возрождение  искусства.  Как  писал  известный  исследователь Тейлор,  «церковь никогда не  смогла  добиться  всеобщего  приятия  её сексуальных  правил.  Однако по временам она становилась способной так усилить  половую  воздержанность,  что  породила   массу   психических заболеваний. Не будет слишком сильно сказано, что средневековая Европа стала напоминать сумасшедший дом».

- Как же дошла до этого церковь?

- За многие века её  существования  машина  церкви  стала  хорошо устроенной  и  могучей.  И  фанатики,  хоть  и в малом числе,  что ещё опаснее,  получили контроль над всей этой машиной.  Впрочем, таковы же были и цари,  и владетельные сеньоры, все от мала до велика зараженные дикими идеями веры, как я уже сказал, отправившей женщину, её любовь, её красоту и её тело в бездны ада.

До сих пор не обнародовано всё, книг об этом очень мало. Да и как было  человеку  религиозному не стараться замолчать этот позор церкви? Как сама она могла признаться в таких  ужасающих  злодеяниях?  Это  бы значило отвратить от себя всех мало-мальски мыслящих людей!

Церковь не  справилась со взятой на себя ролью   морального воспитателя  человечества. Сама  организация  церкви стала смертельно опасна для нормального развития культуры.  Конечно, её могущество даже на Западе сейчас очень ослабло. Но и римская церковь, и протестанты, и лютеране - все показали себя в средневековье одинаково...».

Ефремов И.А., Лезвие бритвы: роман в четырех частях, части III-IV, М., «Оникс 21 век», 2004 г.,  с. 164-167.