Теофраст: трактат «Характеры» [фрагменты]

Приводим несколько характеристик из трактата:

«Пустослов

Пустословие - это склонность говорить много и не думая, а  пустослов  - это такой  человек,  который,  подсев  поближе  к  незнакомому,  начинает  с похвального слова собственной жене, потом рассказывает сон, что видел ночью, а после этого перечисляет по порядку все, что ел за обедом. Дальше, слово за слово, он говорит, и что нынешние люди куда хуже прежних, и как мало дают за пшеницу на рынке, и как много понаехало чужеземцев, и что море  судоходно  с Дионисием, и что если Зевс пошлет хороший дождь, то лучше будет для урожая, и что на будущий год он возделает поле, и  как  трудно  стало  жить,  и  как Дамипп поставил на мистериях самый большой  факел,  и  сколько  колонн  в Одеоне, и что в месяце боэдромии - мистерии, в пианопсии - Апатурии, а в посидеоне - Сельские Дионисии, и «Вчера меня  стошнило»  и  «Что  за  день сегодня?». И если его будут терпеть, он не отвяжется. […]

 Бессовестный

Бессовестность, если определить её точнее, это - пренебрежение  людским мнением ради низкой корысти, а бессовестный -  Это  такой  человек,  который сперва идет к тому, кого сам же и разорил, просить у него взаймы, а потом... Принесши  богам  жертву,  он  мясо  припрятывает,  посолив,  а  сам  идёт  к кому-нибудь обедать. Там, подозвав раба-провожатого,  он  берёт  со  стола мясо и хлеб и дает ему, говоря так, чтобы все слышали: «Угощайся, Тибий». Покупая съестное, он напоминает мяснику, что когда-то оказал ему услугу,  и, став у весов, подбрасывает на них кусок мяса или на худой  конец  кость  для похлёбки. Удастся дело - он рад, а нет, то, схватив с прилавка  требухи,  со смехом уходит. Покупая места в театре для своих  гостей-чужеземцев,  он,  не заплатив за себя, смотрит и сам, а на следующий день приводит и детей да ещё раба-воспитателя. Если кто купил что-нибудь, как ему кажется, дёшево,  -  он просит взять и его в долю. А придя в  чужой  дом,  занять  ячменя  или  даже мякины, он заставляет дающего ещё и отнести все к нему. В  бане  он  обычно, подойдя к котлу и набрав воды черпаком,  окатывает  себя  сам,  а  на  окрик банщика отвечает, что уже вымылся и уходит, бросив: «За услуги не получишь». […]

Тщеславный

Тщеславие - это, думается,  недостойное  стремление  стяжать  почёт,  а тщеславный - это  такой  человек,  который,  если  его  пригласят  на  обед, постарается получить место подле самого хозяина. Чтобы остричь сына, повезет его в Дельфы. И приложит все старания, чтобы  достать  себе  в  провожатые раба Эфиопа. И, отдавая взятую в долг мину серебра,  всю  отдаст  новенькими монетами. Для своей ручной галки он обязательно купит лесенку и  сделает  из меди маленький щит, чтобы с этим щитом галка прыгала по лесенке.  Принеся  в жертву быка, он прибьёт его рога напротив  входа,  повесив  на  них  большие венки, чтобы всякий входящий видел, что он принес в жертву быка.  Пройдя  со всадниками в торжественном шествии, он всё свое снаряжение  пошлёт  с  рабом домой, а сам, накинув плащ, будет прохаживаться по площади в  шпорах.  Когда околеет его  мелитская  собачка,  он  её  похоронит  и  поставит  столбик  с надписью: «Отпрыск мелитского рода». Посвятив медный палец в  храм  Асклепия,  он  будет  каждый  день  протирать,  украшать  венками,   умащать   своё приношение. Будучи пританом, он, уж  конечно,  исхлопочет  у  сотоварищей, чтобы ему поручили  возвестить  народу  о  жертвоприношениях.  Облачённый  в светлый гиматий, с венком на голове, он выйдет  и  скажет:  «О  мужи афиняне, пританы справили Галаксии и принесли жертву Матери богов. Знамения  хороши. Добро вам». И, возвестив это,  уйдет  домой  рассказывать  своей  жене,  как превосходно провёл он день».