Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
«В процессе решения творческой (а не репродуктивной) задачи неформализуемыми являются следующие основные компоненты.
На первом месте здесь стоит творческое воображение, которое имеет две функции:
(1) Генерация новых ситуаций, возможностей, гипотез, направлений деятельности. Это обеспечивает информационное поле для поисков случайного и смешанного типа с последующим отбором нужных возможностей. Генератор случайных состояний (или чисел) обеспечивает лишь количественное многообразие возможностей для выбора, а качественное многообразие направлений поиска генерируется творческим воображением человека, стимулируемым и направляемым его мотивационными состояниями, лежащими в основе целенаправленности его поведения.
(2) функция синтеза элементов в целостные образования. Для естественного интеллекта человека характерен так называемый симультанный синтез в виде узнавания, распознавания, догадок («озарения») и «мгновенного» решения задачи. Этот синтез пока не моделируется методами комбинаторного анализа, когда части даны до целого и независимо от целого. Он основывается на интегральных признаках и примате целого над его элементами: само выделений частей (подсистем) зависит от целого.
(3) Третьим неформализуемым компонентом решения познавательных задач является материальная интерпретация формальных решений, представленных в знакомой форме. Такая интерпретация, т. е. обратное проецирование найденных характеристик на отображаемый оригинал, есть, по сути дела, выход из сферы внутренних для носителя отражения отношений вовне, в мир вещей. Но это осуществимо тогда, когда отражающая система активно направлена вовне. Живые самоорганизующиеся системы, обладая потребностями в тех или иных агентах среды, способны к такой направленности, а следовательно, к реализации материальной интерпретации отображенных отношений и структур.
Три перечисленные неформальные компоненты решения творческих задач свидетельствуют лишь о том, что проблема создания искусственного (машинного) интеллекта заключается не в создании все более совершенных универсальных программ, а в создании искусственных систем, способных к самоорганизации. Попытки моделировать естественный интеллект, творческое мышление на пути только совершенствования информационно-логических программ не привели к успеху.
Творческие компоненты, как считает В. М. Глушков, сводятся, как и репродуктивное мышление, «лишь к изучению правил, на основе которых эта деятельность происходит, и к разложению этих правил на элементарные машинные операции» (Глушков В. М. Мышление и кибернетика. М., 1966, с. 6-7).
Творческие акты не формализуются посредством информационных программ: согласно теории рекурсивных функций не существует универсального алгоритма открытия новых алгоритмов. Творческие компоненты мышления суть функции самоорганизации отражающей системы. Но поскольку проблема самоорганизации конструктивно не решена (это дело будущего), то реальный путь расширения возможностей и человека, и машины состоит в разработке так называемых диалоговых систем, в которых творческий потенциал и решающая роль принадлежат человеку. В таких человеко-машинных системах «возможности и человека, и машины взаимно усиливаются.
Итак, активно-творческий характер познавательной деятельности человека находит своё обоснование в диалектико-материалистической теории отражения. Диалектико-материалистическое понимание отражения, т. е. отражение в строгом смысле (или актуальное отражение, отражение в собственном смысле слова), отличается от его трактовки с точки зрения обыденного здравого смысла. Диалектико-материалистическая трактовка отражения включает четыре фундаментальные характеристики, присущие всем формам и уровням отражения».
Тюхтин В.С., Диалектико-материалистический принцип отражения и творческий характер познания / в Сб.: Творческая природа научного познания, М., «Наука», 1984 г., с. 29-30.