«Сказать, что Будда был религиозным человеком или антирелигиозным - нельзя, хотя он, конечно, признавал, что есть дэва - боги. Это, мол, каждый понимает, но молиться он им не рекомендовал, потому что они существа, хотя и не вечные, но долговечные, довольно могущественные. А чего им, собственно, молиться.
Однажды какая-то старушка спросила его: «Учитель, я привыкла молиться Индре, могу я этим путем добиться спасения?» Он говорит: «Да, бабушка, молясь Индре, этим путём ты тоже примешь к спасению». Словом, ему это было в общем-то безразлично. Когда же его спрашивали, как устроен мир, то он отвечал вопросом на вопрос: «А какого цвета волосы ребенка нерожавшей женщины?» Ему говорили: «Учитель, что ты глупости спрашиваешь, раз она не родила, значит нет ребёнка, нет волос и нет цвета». - «Так вот, - говорит, - и мира нет, что же вы глупости спрашиваете? То, что вам кажется - это обман чувств» - «А что же есть?» Что он тут отвечал, этого я вам не могу сказать, да и никто не знает, но впоследствии выяснилось, по трудам последующих буддистов, что есть поток дарм.
Дарма - это слово, имеющее 47 значений, но в данном случае нужно предпочесть одно из них, один из нюансов. Дарма - квант закономерности. Это не материальный атом. Это не платоновская идея, нет. В мире существуют причинно-следственные связи, которые квантуются. Каким образом? Я объяснить не могу, я сообщаю, что так в учении. Квант закономерности называется дармой».
Гумилёв Л.Н., География этноса в исторический период, Л., «Наука», 1990 г., с. 118.