Эволюционизм по Тейяру де Шардену

Тейяр де Шарден  считал, что «Человек - скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега — планетарному сознанию, духовному «яйцу мира». Вселенская эволюция идёт не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии человека, а в пределах нашей планеты».

Голубинцев О., Концепции современного естествознания,  Ростов-на-Дону, «Феникс»,2007 г., с. 375-376.

«Если рассматривать эволюцию материи в её центральной, наиболее ясной части, то она сводится, согласно современным теориям, к постепенному образованию, путём возрастающего усложнения различных элементов, выявленных физико-химией. В самом низу, в начале, ещё непосредственная, невыразимая образно простота световой природы. Затем, внезапно (?) - кишение элементарных частиц, положительных и отрицательных (протоны, нейтроны, электроны, фотоны...), список которых беспрерывно увеличивается.

Затем идет гармонический ряд простых тел, следующих от водорода до урана по нотам атомной гаммы. Далее - огромное разнообразие сложных тел; их молекулярные массы поднимаются до определённой критической величины, выше которой, как мы увидим, происходит переход к жизни. В этом длинном ряду нет ни одного члена, который бы не состоял из ядер и электронов, как это доказано экспериментально. Фундаментальное открытие того, что все тела образуются путём комбинации первоначального типа частиц, как вспышка, осветило нам историю универсума. Материя с самого начала по-своему подчиняется великому биологическому закону «усложнения» (к которому мы всё время будем возвращаться).

По-своему, сказал я, ибо на стадии атома многое в истории мира от нас ещё ускользает. Прежде всего, поднимаясь в ряду простых тел. Должны ли химические элементы последовательно проходить все ступени лестницы (от самой простой к самой сложной) путём своего рода онто- или филогенеза? Или же атомные числа выражают лишь ритмический ряд состояний равновесия, как своего рода гнезда, куда падают внезапно собранные вместе ядра и электроны? Следует ли, далее, в том и другом случае представлять различные ядерные комбинации как тотчас же и в равной мере возможные? Или же, наоборот, следует представить, что в целом, статистически, тяжелые атомы появляются лишь после лёгких, в определённом порядке?

На эти и подобные им вопросы наука, по-видимому, ещё не в состоянии окончательно ответить. О восходящей эволюции (я не говорю - «расщеплении») атомов мы сейчас знаем меньше, чем об эволюции предживых и живых молекул. Однако остается фактом (и это в интересующем нас вопросе единственный действительно важный пункт), что, начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития, причем это развитие обнаруживает два аспекта, лучше проявляющиеся в более поздних периодах. Во-первых, оно начинается с критической фазы - фазы образования зернистой структуры, внезапно порождая (раз и навсегда?) составные части атома и, возможно, сам атом. Во-вторых, по крайней мере, начиная с молекул, оно продолжается путём сложения, в ходе процесса все большего усложнения. В универсуме не всё происходит постоянно, в любой момент. Не всё происходит в нем также где угодно.

В нескольких строках здесь резюмирована идея трансформации материи, принятая ныне в науке. Но эта трансформация была рассмотрена просто в её временной последовательности без указания её места в космическом пространстве. Исторически ткань универсума концентрируется во всё более организованных формах материи. Но где же совершаются эти метаморфозы, хотя бы начиная с молекулярных построений? В любой ли точке пространства? Разумеется, нет, мы знаем, что не в любом месте, а лишь в центре и на поверхности звёзд. Только что мы рассматривали бесконечно малые элементарные частицы, и вот нам приходится сразу подняться к бесконечно большим звёздным массам.

Звёздные массы... Наша наука смущена и вместе с тем очарована этими колоссальными телами, которые ведут себя наподобие атомов, но построение которых сбивает нас с толку своей громадной и (только по видимости?) бессистемной сложностью. Может быть, со временем выявится какой-то порядок или периодичность в устройстве звезд как по составу, так и по расположению. Не продолжают ли неизбежно историю атомов какая-то «стратиграфия» и «химия» небес?

Не будем вдаваться в эти ещё туманные перспективы. Как бы они ни были увлекательны, они скорее уводят от человека, чем ведут к нему. Однако следует отметить и зафиксировать определённую генетическую связь между атомом и звездой, ибо её следствия можно проследить даже в генезисе духа. Физика, возможно, будет ещё долго колебаться в определении структуры звёздных громад. Но уже есть кое-что достоверное и вместе с тем достаточное, чтобы направить наши шаги по путям антропогенеза. Это то, что выработка сложных материальных соединений может происходить лишь благодаря предварительной концентрации ткани универсума в туманностях и в солнцах. Каков бы ни был целостный облик миров, химическая функция любого из них уже имеет для нас определённый смысл. Небесные тела - это лаборатории, где продолжается - в  направлении создания крупных молекул - эволюция материи, происходящая по опредёленным количественным правилам, которыми пора теперь заняться».

Пьер Тейяр де Шарден, Феномен человека, М., «Наука», 1987 г., с. 48-50.

«И Холдейн даже добавляет слова, о которых читатель может вспомнить впоследствии, когда я покажу со всеми необходимыми оговорками и коррективами перспективу «точки Омега»: «Если кооперирование нескольких миллиардом клеток в мозг может породить нашу способность сознания, то ещё более допустима идея, что какое-то кооперирование всею человечества или его части предопределит то, что Конт называл сверхчеловеческим верховным существом» (J. B. S. Haldane. The Inequality of Man, Pelican Editions, A. 12, p. 114). Значит, то, что здесь выскаэанно, не абсурд. Не говоря уже о том, что каждый метафизик должен порадоваться тому, что даже на взгляд физики идея абсолютно грубой (т. е. чисто «трансцентной») материи - это лишь первое и несовершенное приближение нашего опыта».

Пьер Тейяр де Шарден, Феномен человека, М., «Наука», 1987 г., с. 56.

 

Гипотеза эволюционного мозга по Б.Л. Злотину