Контрштамп в искусстве: сделать непременно «ни на что не похоже» - наблюдение Г.А. Товстоногова

«Я призываю относиться с уважением и бережностью к традиции, но порой случается так, что традиция начинает довлеть над непосредственным восприятием пьесы. Сам того не замечая, режиссёр оказывается в плену готового представления о ней.

Он хочет вырваться из этого плена. И тогда возникает другая опасность, которую я называю «вопрекизмом»: режиссёр делает так, чтобы не было похоже ни на что, становится на путь псевдоноваторства.

Что такое хорошая традиция, от которой не следует уходить, и что такое «вопрекизм»? Возьмём «Отелло». Сложилась традиция не понимать Отелло как элементарного ревнивца. Разрушать её нелепо - трагедия Шекспира превратится в мелодраму.

Не порывая с этой традицией, надо найти своё решение образа, отвечающее индивидуальности артиста. Нет ничего зазорного в следовании хорошей традиции. В её пределах заключена масса возможностей для проявления личного, индивидуального, неповторимого».

Товстоногов Г.А., Зеркало сцены, Книга 1, Л., «Искусство», 1984 г., с. 123.

 

Гениальное достижение / результат