«Художественное произведение - это всеобщее достояние, как бы произведение всех. Каждое поколение передаёт его, украсив, следующим, продолжая тем работу над освобождением абсолютного сознания.
Те, которые были названы гениями, приобрели особое мастерство в том, чтобы сделать своим произведением всеобщие образы народа, как другие делают что-то другое. Созданное ими - это не их вымысел, а вымысел всего народа, это обретение, означающее, что народ обрёл свою сущность.
Художнику как таковому принадлежит лишь его формальная деятельность, его особое мастерство в определённом способе изображения; и этому он был научен во всеобщем мастерстве. Он подобен тому, кто находится среди рабочих, сооружающих каменный свод, остов которого невидимо существует как идея. Каждый кладёт камень, в равной мере и художник. То, что он - последний, случайно; в то время как он кладёт камень, свод уже сам несёт себя. Когда он кладёт этот камень, он видит, что целое - это свод, высказывает это и считается его изобретателем. Или подобно тому как у рабочих, ищущих источник, тот, которому случается вынуть последний пласт земли, делает ту же работу, что и другие, - и ему открывается источник.
То же самое происходит во время политической революции. Мы можем представить себе народ находящимся под землей, а над ним - море. Вынимая сверху камень и используя его для себя и для общего подземного строительства, каждый думает, что работает для себя и для сохранения целого. Начинает изменяться давление воздуха, всеобщей стихии, оно вызывает жажду воды. Стесненные, они не знают, что с ними, и, чтобы помочь себе, копают всё выше, желая улучшить свое подземное состояние. Корка становится прозрачной. Один, заметив это, кричит: вода! - выбрасывает прочь последний пласт, и море вторгается, и оно поит, и топит их. - Так и художественное произведение - это создание всех. Тот, кто завершает его, работая над ним последним, - любимец Мнемозины».
Гегель, Из Иенских лекций / Эстетика в 4-х томах, Том 4, М., «Искусство», 1968-1971 гг., с. 78-79.