Общепринятой классификации творческих личностей, ученых, инноваторов не существует. Но многие Авторы предлагали для этого различные основания...
X
Общепринятой классификации творческих личностей, ученых, инноваторов не существует. Но многие Авторы предлагали для этого различные основания...
X
И.Е. Репин в своём очерке о художнике А.И. Куинджи пишет:
«И я чувствую обязанность объяснить своё смелое определение гениальности Куинджи. Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор, дающий начало новому виду искусства; он обладает свойством изобретателя и часто остаётся непризнанным. Это натура в высшей степени самобытная, с большими крайностями; он открывает эпоху. Второй гений - завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, своё время; к оценке его накопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него.
Гении - завершители своих эпох - всем известны по своей мировой славе, - их немного. Я возьму два-три примера из великого прошлого: Рафаэль, Микеланджело, Гёте, Бетховен, Пушкин, Глинка, Лев Толстой - и остановлюсь на ярком эпизоде псевдоклассики нашего академизма - Карле Брюллове.
К.П. Брюллов блестяще завершил весь цикл европейского идеализма, воспитанного великим Ренессансом искусства. Его триумф из Рима - Париж, Вена, Берлин - был беспримерным по своему грандиозному подъёму эклектического торжества всех академий Европы».
Репин Е.И., Далёкое и близкое, Л., «Художник РСФСР», 1982 г., с. 340.
И далее персонально о А.И. Куинджи:
«Как истинный гений-изобретатель, он шёл от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство, и влиял на товарищей менторски. Никогда у него не могло быть даже мысли работать скромно в своей специальности, довольствоваться камнем, лично им положенным в бесконечной лестнице, ведущей к совершенству в искусстве. Его гений мог работать только над чем-нибудь ещё неизвестным человечеству, не грезившимся никаким художникам до него. Академических рисовальных вечеров он не посещал; научные лекции наших тогдашних курсов (растянутых на 6 лет) также его нисколько не интересовали. До всего он доходил собственным умом. Но только после посещения Валаама, где он проработал с натуры всё лето и откуда привёз превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность».
Репин Е.И., Далёкое и близкое, Л., «Художник РСФСР», 1982 г., с. 342.
Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность