Джон Милль изложил пять канонов (принципов, правил) экспериментальных методов для решения научных задач.
«Милль формулирует пять методов прямой индукции - открытия и доказательства законов непосредственно наблюдаемых причинно-следственной связей. Авторство двух из них - методов сходства (согласия) и различия принадлежит, как отмечалось, Д. Скоту и У. Оккаму соответственно, приоритет в изобретении метода сопутствующих изменений (степеней) – Ф. Бэкону, метода остатков - Дж. Гершелю. Если принять во внимание, что объединенный метод сходства и различия - всего лишь модификация метода сходства, лично Миллю ничего нельзя приписать в качестве оригинального изобретения в этой области».
Светлов В.А., История научного метода, М., «Академический Проект»; «Деловая книга», 2008 г., с.197.
Последнее утверждение В.А. Светлова не совсем точно. Во-первых, Джон Милль свёл воедино и подробно описал научные приёмы, изложенные у различных авторов; во-вторых, в «Системе логики…» он проиллюстрировал их многочисленными примерами, что сделало их практически применимыми.
Объединенный канон сходства и различия
Традиционная критика всех канонов Джона Милля
«Основными Милль называет методы сходства и различия. Первый из них более соответствует ситуациям пассивного наблюдения, второй - активного эксперимента, предполагающего умение ученого управлять обстоятельствами. И поскольку эксперимент более убедителен, чем наблюдение, метод различия более достоверен, чем метод сходства. Объединенный метод сходства и различия сильнее метода сходства, так как представляет его двойное применение к обстоятельствам возникновения и невозникновения следствия, но слабее метода различия, поскольку не обладает строгостью последнего. Метод остатков - разновидность метода различия. Метод сопутствующих степеней приводит, считает Милль, к наименее достоверным заключениям. Законы причинно-следственной связи, которые устанавливаются с его помощью, не могут быть независимо подтверждены или опровергнуты методами сходства, различия и остатков».
Светлов В.А., История научного метода, М., «Академический Проект»; «Деловая книга», 2008 г., с.201-202.