А.А. Зиновьев написав сатирическое произведение про советскую действительность (всё действие происходит в Ибанске, а главный руководитель периодически именуется Заибаном) дал в нём классификацию видов социальной оппозиции:
«Оппозиция у нас, […] есть факт. И она играет социальную роль. Но она неоднородна, и это надо принимать во внимание в первую очередь. У неё нет общих объединяющих интересов. Вот её примерное строение.
Во-первых, либералы, стремящиеся к власти и воображающие, что они организуют жизнь лучше, чем консерваторы. Но их либерализм вырождается в демагогию или глупости.
Во-вторых, деловые люди, недовольные тем, что плохо идут дела с чисто производственной точки зрения. Они даже не либералы. Они целиком и полностью в рамках системы.
В-третьих, лица, недовольные тем, что в рамках данной системы они не могут развернуться и добиваться своих целей. Сюда «входят даже некоторые уголовники. Им наплевать на моральные и социальные соображения. Они хотят, но им не дают.
В-четвётых, творческая интеллигенция, не имеющая перспективы реализовать свои возможности из-за высших установок и усилий, выражающих установки коллег.
В-пятых, лица, знакомые с западным образом жизни и недовольные тем, что они не могут жить аналогично здесь.
В-шестых, лица, аккумулирующие в себе всеобщее недовольство крайностями режима, в первую очередь террором и насилием. Это прежде всего Правдец.
В-седьмых, лица, так или иначе обиженные обстоятельствами у нас. Таков, например. Хряк.
В-восьмых, лица, глубоко задумывающиеся над сутью бытия независимо от насилий, Запада, интересов дела и т.п. и, естественно, испытывающие враждебное отношение к себе со стороны всех. […]
Все группы оппозиции, за исключением шестой и последней, рядятся в благородные одежды. Последняя срывает их с них. И потому её положение самое тяжелое. Лица шестой группы, по крайней мере, имеют скрытое сочувствие со стороны почти всей оппозиции. А если теперь взять конкретных лиц, то часто их нельзя отнести к той или иной группе с определёностью. Они частично тут, частично там. А если взять оппозиционное сознание, то несовпадение может оказаться ещё большим. Вот и требуй тут какого-то единства действий. Его нет. И не может быть.
Разумеется, оппозиция не может пройти бесследно. И она оказывает свое влияние на ход ибанской истории. Как? Случаи индивидуальных и даже групповых действии тебе известны. Их нельзя сбрасывать со счета. Они своё дело делают. Но это не есть главная линия действия оппозиции. А главная линия действия оппозиции проходит через работу всего аппарата управления обществом. Причём здесь возможны даже такие случаи, когда действие аппарата, направленное против каких-то элементов оппозиции, имеет конечным результатом реализацию каких-то её желаний. История, к сожалению, идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи. А человек живёт один лишь раз».
Зиновьев А.А., Зияющие высоты / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 1, М., «Центрполиграф», 2000 г., с. 257-258.
Зияющие высоты – сатирическое художественное произведение, но, по мнению современников, под псевдонимами «Правдец» и «Хряк» изображены А.И. Солженицын и Н.С. Хрущёв.