Подготовка профессиональной элиты
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
Подготовка профессиональной элиты
Творческое развитие юношей и девушекТворческое развитие юношей и девушек
X
«В апреле 1963 года в ЦК КПСС поступило письмо пяти известных учёных и четырёх министров оборонной промышленности с предложением о создании физматшкол при ведущих университетах.
В июне секретарь ЦК М.А. Суслов выносит вопрос на заседание секретариата ЦК под председательством Н.С. Хрущёва. Принимается благоприятное решение, ответственным назначается секретарь ЦК, отвечающий за оборонную промышленность, Л.И. Брежнев.
24 августа выходит постановление Совмина за подписью Д.Ф. Устинова. В последующих уточняющих приказах министров просвещения и высшего образования ясно обозначены сроки: первые четыре школы должны быть открыты не более чем за три месяца.
Предстояла огромная работа - отбор учеников и учителей, оборудование школ, разработка программ и т.п. Но школы в Киеве, Ленинграде и Москве были открыты вовремя.
От идеи до реализации прошло полгода.
Любая работа делается либо быстро, либо никогда.
Была бы политическая воля...
В начале 2010 года рабочая группа под руководством академика Алексея Ремовича Хохлова разработала «Колмогоровский проект», предусматривающий оперативное развёртывание системы работы со способными школьниками. По существу, речь идёт о серьёзных инновациях, подкреплённых большим историческим опытом и имеющих большой шанс на международный успех в эпоху «экономики знаний».
Вкратце существо проекта можно выразить следующим образом.
- Современная система поиска, отбора и развития талантливых школьников должна выстраиваться на основе уже имеющихся точек роста при сохранении традиции.
- Необходимо модернизировать все звенья системы с учётом современных возможностей и достижений.
- Таланты распределены равномерно и не определяются местом жительства или социальным положением. Речь поэтому должна идти о создании широкой и демократичной сети школ, равномерно распределённых по территории страны. Её основу составят школы при ведущих университетах в восьми федеральных округах; три такие школы в следующем году отметят 50-летний юбилей. В каждом из регионов создаются свои региональные центры. В итоге в систему войдут около 150 школ с примерной численностью 500 учеников в каждой.
- Принципиально важно добиться регулярного обмена людьми, идеями и информацией создаваемой сети. Важно поэтому иметь единый научно-методический центр и развивать дистантное образование учеников и учителей.
Проект был передан лично Президенту, после чего поступил по инстанциям в Министерство образования и науки РФ. Как нетрудно догадаться, воз и ныне там».
Абрамов А.М., Великий отечественный мир, или Колмогоровский проект XXI века, СПб, «Образовательные проекты», 2021 г., с. 252.