Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
Изучение гениев, талантов, творческих личностейРазличные научные подходы к изучению творческих личностей
X
Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
Изучение гениев, талантов, творческих личностейРазличные научные подходы к изучению творческих личностей
X
«Армия научных работников физической специальности выросла за эти сотни лет по крайней мере на три порядка величины.
Следовательно, в мировой науке трудятся сейчас сотни, а может быть, даже тысячи физиков, не уступающих по своим способностям Галилею и Ньютону.
Среди них согласно закону больших чисел должно быть немалое количество потенциальных сверхгениев «надньютоновского» и «надэйнштейновского» класса.
Однако для того, чтобы потенциальный гений мог превратиться в сверкающую звезду на небосклоне науки и обрести мраморное бессмертие классика, необходимы благоприятные условия, зависящие прежде всего от состояния той научной области, в которой он работает.
Самое важное для гения - это вовремя родиться.
Лучше всего, если удаётся выбрать для этого такой момент, чтобы ко времени расцвета творческих сил он смог встретить избранную им отрасль науки в пору её утренний свежести или же в период, когда в ней зреют зародыши революционных перемен. Если же основные опорные позиции в данной области уже завоеваны и самые богатые источники информации исчерпаны, то учёному экстра-класса не удастся проявить здесь в полной мере свои способности - не хватает свободного пространства (или, как у нас принято говорить, «фронта работ»).
Нехватка свободного пространства усиливается благодаря изобилию физиков, работающих сейчас в каждой узкой области. Достаточно одному из них наткнуться на что-нибудь новое и сказать «а...», как, прежде чем он успеет спокойно поразмыслить, со всех сторон сбежится целая толпа физиков и раскопает всё до конца.
О таланте учёного можно судить только по его трудам, а между результатами этих трудов и уровнем таланта нет постоянного коэффициента пропорциональности. Мы часто забываем это и поэтому недооцениваем таланты своих современников.
Мастерство альпиниста оценивается по трудности восхождения. Точно так же мерой таланта физика должна служить в первую очередь степень трудности тех задач, которые ему удалось решить, а эффект от воздействия его работ на общий прогресс науки является вторичным признаком, включающим значительный элемент случайности. Поэтому приведенная выше оценка числа физиков, принадлежащих к «ньютоновскому» классу, не противоречит их кажущейся незаметности. Просто у нас нет подходящего прибора для измерения индивидуальных способностей учёных и экзаменационной комиссии, присваивающей почетное звание гения по априорным показаниям.
Наконец следует отметить, что на общем ярком фоне блеск отдельных светил трудно различить, вследствие чего в наше время требования, предъявляемые к великим людям, очень завышены. В этом особенность современного периода так называемой массовой культуры, которая проявляется не только в науке, но также в литературе и искусстве.
Говорить о десятках современных Данте, Шекспиров и Бахов кажется почти святотатством, хотя мы читаем их стихи, смотрим их драмы и слушаем их музыкальные произведения. […]
Для талантливых людей на нетронутых землях науки открывается сразу много разных путей.
Как дороги в горных ущельях, они идут не по прямой; далеко вперёд не видно, и новое может вдруг показаться с самой неожиданной стороны.
Если Вы идёте вслед за кем-нибудь пусть даже почти по пятам, то радость первых открытий Вам не удаётся испытать, она будет уделом тех, кто хоть немного, но впереди».
Арцимович Л.А., Физик нашего времени (заметки о науке и её месте в обществе), журнал «Новый мир», 1967 г., № 1.