«Нет ни одного надёжного источника, который свидетельствовал бы о существовании Христа.
Мы уже знаем, что евангелия не могут считаться в этом отношении надёжными: они написаны не очевидцами и даже не современниками. Наиболее древняя из христианских книг - «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова»; она написана в 68-69 годах нашей эры; в ней нет ни звука о земной жизни Иисуса Христа. В посланиях апостольских о земной жизни Иисуса тоже ничего нет, а если бы и было, то не имело бы решающего значения, так как послания написаны во II веке, а жизнь Иисуса церковь относит к первой трети I века - значит, и в посланиях мы не можем услышать голос современников или очевидцев евангельских событий. Что же касается позднейшей христианской церковной литературы, о ней как об источнике по интересующему нас вопросу тем более говорить не приходится.
События, о которых рассказывают евангелия, относятся, по учению церкви, к первой трети I века нашей эры. В это время уже существовала богатая научная и художественная литература, в том числе историческая. В I веке писали авторы: римляне - философ Сенека, историки Тацит, Светоний, поэты Ювенал, Марциал, Персий, Лукиан; грек - историк Плутарх; евреи - философ Филон Александрийский, историки Юст из Тивериады и Иосиф Флавий.
Есть ли в произведениях этих авторов что-нибудь об Иисусе?
Защитники историчности Христа придают большое значение тому, что в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», написанной около 90 года н. э., имеется отрывок, в котором говорится о Христе.
Там сказано так: «В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил чудеса и был учителем людей, с радостью воспринимавших истину: многих из иудеев и греков привлек он на свою сторону. Это был Христос. Когда по доносу первенствовавших у нас людей Пилат распял его на кресте, не поколебались те, кто первыми его возлюбили. На третий день он снова явился живой к ним, чем, равно как и о тысяче других чудесных дел, предсказали ещё божественные пророки. И до сих пор ещё существует род христиан, получивших от него своё имя». В другом случае говорится мельком о суде над Иаковом, «братом Иисуса, называемого Христом».
В книге римского историка Тацита «Анналы» (Летописи), написанной около 117 года, рассказывается о гонениях на христиан при императоре Нероне в 64 году. Тацит объясняет название христиан тем, что «виновником этого имени» был Христос, «который в правление Тиберия казнён прокуратором Понтием Пилатом».
Больше ни у кого из перечисленных писателей I века ни малейшего упоминания о Христе нет. Рассмотрим приведённые здесь высказывания историков.
Отрывок из Иосифа Флавия сразу наводит на серьёзные сомнения. Дело в том, что Иосиф до конца дней своих оставался набожным иудеем. Если бы он так написал об Иисусе, как в приведённом отрывке, это значило бы, что он уверовал в христианское учение. А этого никогда не было. В самом ходе изложения у Иосифа это место не связано ни с предыдущим, ни с последующим. Неудивительно, что не только историки, но и богословы давно уже усомнились в подлинности этого места в книге Иосифа.
Церковный писатель Ориген, живший в первой половине III века, сетовал в своих произведениях, что Иосиф молчат об Иисусе.
В произведениях христианских авторов первых трех веков нашей эры - Юстина, Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского - нет ни одной ссылки на свидетельство Иосифа об Иисусе.
Впервые упомянул об этом свидетельстве церковный историк Евсевий в книге, написанной около 320 года. Но и позднее нередко ещё попадались экземпляры книги Иосифа Флавия, в которых этого места об Иисусе не было. Например, в IX веке константинопольский патриарх Фотий имел такой экземпляр.
Какой из всего этого следует вывод? Только тот, что записи о Христе сделаны в книге Иосифа переписчиками-христианами: им должно было казаться большой ошибкой или виной Иосифа Флавия то, что он, по их мнению, забыл или не захотел упомянуть о Христе. Сделана была эта вставка примерно в начале IV века. Это теперь признают почти все историки, в том числе настроенные совсем не атеистически. Больше того, даже многие богословы признают подложность этого места у Иосифа.
В сочинении римского историка Светония «Жизнь двенадцати цезарей» есть упоминание о том, что в царствование Клавдия некий Хрест подстрекал иудеев к восстанию и был за это изгнан из Рима. Это свидетельство относится не к евангельскому Христу. По евангелиям, Христос никогда в Риме не был. Имя Хрест было очень распространённым среди римских рабов и вольноотпущенников; какой-нибудь Хрест, «возмутитель спокойствия» римских властей, конечно, мог жить и действовать в Риме I века, но Иисус Христос здесь ни при чём. Если бы, однако, данное место у Светония относилось даже к Иисусу Христу, это всё равно не свидетельствовало бы об историческом существовании Христа, ибо Светоний писал своё сочинение во II веке, а это значит, что он мог заимствовать легенду о Христе у самих христиан».
Крывелёв И.А., Евангельские сказания и их смысл, М., «Советская Россия», 1959 г., с. 33-36.