Биографические кризисы личности по Е.А. Климову

«Существует несколько основных вариантов «биографических кризисов». Рассмотрим их вкратце.

 

Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего («моя-де жизненная программа не выполнена», «не удалась», «не повезло»).

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию («...А! Пять лет учился, с кафедры языком болтать можешь, а деньги делать не можешь!.. Вот подметай теперь за мной...» и пр.). В таком случае нужно или сменить среду, или хотя бы найти в её рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

Кризис опустошённости. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Несмотря на то что человек сознаёт наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отхода от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затруднённость ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределённости, непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределённости будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина безнадежного застоя, гарантированной скуки впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации себя в возможных ролях.

Подчёркиваем, что речь идет о некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практической значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают дальнейшее развитие человека и как личности, и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться в разных сочетаниях. А именно: «опустошённость и бесперспективность», «не-реализованность и бесперспективность», «нереализованность и опустошённость», «нереализованность, опустошённость и бесперспективность». Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишённый компетентной помощи, способен пойти и на суицид.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. Самое главное - своевременно, в зародыше их усматривать и рационально из них «выруливать».
И это тоже развитие».

Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, М., «Академия», 2004 г., с. 245-246.

 

 

От академика Российской академии образования (РАО) можно было ожидать более тщательной проработки кризисов личности и знания литература по теме: так, ещё в середине 1980-х были опубликованы работы Генриха Сауловича Альтшуллера о 88 (!) ходах / кризисах Творческой личности…