Официальная / бюрократическая организация творчества
Творческое развитие юношей и девушек
X
Официальная / бюрократическая организация творчества
Творческое развитие юношей и девушек
X
«Появление журнала «Юность» (1955) - хороший пример для иллюстрации того, как начиналась массовая пропаганда практик индивидуального самовоспитания.
Первый номер этого журнала, чье название сразу говорило о его предполагаемой аудитории, не имел редакционной передовицы, а вместо этого начинался со статьи советского аса воздушных боев Ивана Кожедуба, который размышлял о правильных средствах морального воспитания коммуниста - как надо работать над собой, чтобы стать героем.
Кожедуб начинал свою статью с вопроса, который преследовал миллионы послевоенных подростков - «Кем быть?» - и заканчивал лозунгом, знакомым - и здесь я вряд ли преувеличиваю - каждому советскому гражданину, рождённому после войны: надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Это высказывание приписывалось главному герою романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павлу Корчагину, который был личным идеалом для Кожедуба. [...]
... заметки к письмам Горбатова, которые написал редактор «Юности» Валентин Катаев - тоже знаменитый писатель соцреализма, автор таких классических вещей, как «Время, вперёд!» и «Два товарища», - могут рассматриваться как редакционный манифест. Катаев предлагал читателю прочесть эти письма как повод для размышлений о себе, чтобы читатель мог сравнить себя с тем, как думал и чувствовал его ровесник времен «героических 1930-х». Письма, написанные Горбатовым своей возлюбленной в 1927-1928 гг., были наполнены философскими исканиями и затрагивали такие темы, как воспитание себя и становление нового человека.
Если читатели следовали совету Катаева и начинали сравнивать себя с образом и думами человека, представленными в умно подобранных редакцией письмах - которая опубликовали только те из них, что были исполнены искренним желанием познать и улучшить жизнь, - то они были обречены закончить этот самоанализ с ощущением неадекватности и пониманием того, что им надо ещё многое сделать для самоусовершенствования. Первая вставка с красочными иллюстрациями внутри журнала воспроизводила на одной стороне известную картину, изображавшую Ленина, сдающего экстерном экзамены в Петербургском университете, а на другой - портрет Зои Космодемьянской, героини партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны. Журнал предлагал для подражания образцы героической жизни, исполненной высоким смыслом.
Третий номер «Юности» ознаменовал ещё одну важную веху в Деле популяризации техник личного самовоспитания - в нём были опубликованы мысли на эту тему Николая Островского, записанные в последние годы его жизни врачом.
«Некоторые чудаки думают, - говорил Островский, - что можно быть большевиком, не работая ежедневно, ежечасно над воспитанием своей воли, своего характера. Об этом надо постоянно заботиться, чтобы не сползать в трясину обывательщины. Подлинный большевик постоянно выковывает, шлифует себя».
Собранные вместе на одной журнальной странице, заметки Островского представляли собой очень насыщенный текст, предлагавший вниманию широкой аудитории такие техники, как индивидуальная самокритика или выбор образца морального и духовного величия, которому можно следовать в своей жизни. Мы вернёмся к ним подробнее в следующем разделе, в котором будут детально проанализированы отдельные техники работы над собой; сейчас же стоит лишь отметить, что целью самосовершенствования у Островского была выработка характера «стальной конструкции с предельной выносливостью».
Насаждение техник личного самовоспитания коммуниста столкнулось в поздний советский период с двумя принципиальными трудностями.
Во-первых, в связи с прогрессирующей рутинизацией и ритуализацией советской жизни, в жизни отдельного человека случалось всё меньше и меньше ситуаций харизматического характера, когда можно было проявить чудеса коммунистического самопожертвования. После окончания Второй мировой войны результаты самоподготовки коммуниста должны были проявляться теперь в приземлённых ситуациях мирной жизни - тема, постоянно пережевываемая дидактической литературой, - но этот повседневный героизм, например в виде «горения на работе», был слабо привлекателен для масс населения.
Во-вторых, в самом самовоспитании всегда присутствовала скрытая опасность: хотя предполагалось, что оно завершится подчинением себя коммунистическим ценностям, оно также могло остановиться не доходя до этой финальной стадии, и наоборот принять ценности ничем не сдерживаемого эгоизма.
Поэтому партия колебалась в вопросах неограниченной популяризации методов саморазвития личности, и, как мы увидим, пыталась жестко привязать техники самовоспитания к ритуализованным ситуациям публичной оценки личности».
Хархордин О.В., Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности, СПб, Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016 г., с. 301-304.