Выдвижение новых научных гипотез
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
Построение научных теорийПостроение научных концепций. теорий, моделей
X
Выдвижение новых научных гипотез
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
Построение научных теорийПостроение научных концепций. теорий, моделей
X
«... для любого воспринимающего внешний мир живого существа или протекающего в живой природе процесса - летящей птицы, тянущейся к солнцу лилии, человека, читающего это предложение, - первый вопрос должен формулироваться так: «Что это такое?»
Хочется понять структуру и функции, которые определяют этот объект. Если «это» связано с музыкой или театром, то хорошо бы увидеть его исполнение.
Вопрос второго уровня: как «это» сформировалось, как было собрано воедино? Что заставило «это» возникнуть? Какие события привели к условиям, благоприятным для его возникновения десять секунд или тысячи лет тому назад?
Вопрос третьего и конечного уровня: почему именно этот феномен и его предпосылки реализовались в первую очередь? Почему на этой планете отсутствует эволюция иного типа, которая смогла бы создать думающий мозг, отличный от нашего?
Учёные изучают явления живой природы на всех этих трёх уровнях.
Как правило, они выбирают для исследования такие сущности и процессы, которые лежат для них в пределах досягаемости и потому могут в деталях ответить на вопросы «что?», «как?» и «почему?».
При этом биологи - возможно, даже больше, чем другие учёные, - считают необходимым искать причины и следствия на всех трёх уровнях.
Причины, вызывающие явления живой природы, например полёт птицы или наше восприятие цвета цветка, принято называть ближайшими, или непосредственными, причинами (proximate causes).
События, которые управляли эволюцией явления до его нынешнего состояния, называются конечными причинами, или первопричинами (ultimate causes).
Непосредственные причины при полном объяснении дают ответы на вопросы «Что?» и «Как?», первопричины - на вопрос «Почему?».
Естественные науки привлекают для объяснения явлений органической жизни, в том числе и человеческой жизни, как непосредственные, так и конечные причины.
Напротив, подходы, используемые в гуманитарных науках, в лучшем случае используют лишь объяснения, связанные с непосредственными причинами.
Первопричины в этом случае, как правило, остаются сферой действия либо Бога, ответственного за происхождение бытия (Genesis), либо гостей с иных планет, прилетавших к нам в глубокой древности, либо некоей mysterium tremendum et fascinans, тайны устрашающей и очаровывающей (лат.), которая, как предполагается, спрятана в глубинах человеческого разума».
Эдвард Уилсон, Происхождение творчества. Провокационное исследование: почему человек стремится к созданию прекрасного, М., «Эксмо», 2019 г., с. 8-10.
Уровни творческой деятельности, научного исследования по Г.С. Альтшуллеру.