Всеобъясняющая закрытая система убеждений по Артуру Кёстлеру

В 1967 году Артур Кёстлер опубликовал книгу: Дух в машине / The Ghost in the Machine.

В частности, в ней разбирался феномен закрытой системы убеждений.

Таковая система, согласно автору, претендует на роль всеобъясняющей Правды, будучи в лучшем случае относительной истиной. Но при этом она не может быть опровергнута силою фактов, ибо все противоречащие ей данные автоматически перетолковываются.

Причём это перетолкование совершается изощрённо-казуистическими методами двоемыслия, безразличными к эвклидовским законам обычной неизвращённой логики и цепляющимися за аксиомы огромной эмоциональной силы.

Причину создания закрытых систем Кёстлер усматривает в самом характере биологической эволюции человека:

Человеческий мозг - жертва просчёта в конструкции, прокравшегося из-за необычайно поспешной, взрывной эволюции, предположительно имевшей место в плейстоцене. В ходе такого ускоренного филогенеза не успела сложиться достаточно эффективная коммуникация между старым мозгом (палеокортексом, восходящим к рептилиям), средним мозгом (мезокортексом, присущим низшим млекопитающим) и новым мозгом (неокортексом, специфичным для высших млекопитающих и человека).

Дефект координации состоит прежде всего в том, что многие функции филогенетически новых отделов мозга дублируются филогенетически более старыми его отделами, которые заведуют не только бессознательными вегетативными процессами в организме, но вдобавок по-своему чувствуют и мыслят.

В человеческом сознании имеютсякак бы два независимых экрана: на один из них проецируется грубый и упрощённый абрис действительности, апеллирующий к низшим инстинктам и невербализованным эмоциям, на другом - возникает более точный, детальный и адекватный образ мира. Психическая раздвоенность, свойственная человеку, находит подтверждение в материальном субстрате - в шизофизиологии головного мозга.

В нашей черепной коробке, образно говоря, расположились бок о бок крокодил, лошадь и человек разумный, причём первые две твари далеко не всегда подчиняются своему предполагаемому господину. Напротив, они часто превращают его в своего раба: вербальное мышление подыскивает рациональные мотивировки и хитроумные оправдания примитивным аффектам.

Мысли Кёстлера, конечно, не столь уж и оригинальны и скорее являются бродячим сюжетом современной западной философии.

В данном случае интересно другое: Кёстлер, ведя нить повествования, постепенно договаривается до необходимости повальных трепанаций черепа и вакцинации всего населения земли мощнейшими нейрофармакологическими средствами. Этой чудовищной, апокалиптической картиной излечения морально невменяемой расы душевнобольных английский мечтатель и заканчивает свою книгу.

Кёстлер говорит о мозговом дефекте совершенно верно, тонко, остроумно, но и с этого бока мысль вывернулась, как падающая кошка, и упала на все четыре лапы вульгарнейшего_утопического активизма. Получилась своего рода идеальная демонстрация ущёрбности человеческого мышления.

Галковский Д.Е., Бесконечный тупик в 2-х книгах, Книга 1, М., Издательство Дмитрия Галковского, 2008 г., с. 37-39.


Теорема Курта Гёделя о неполноте.