Управление нетворческими коллективами
Постановка задачФункция постановки системы задач при создании инноваций / изобретений
X
Управление нетворческими коллективами
Постановка задачФункция постановки системы задач при создании инноваций / изобретений
X
«Проблемы бывают двух видов: одни из них связаны с разрушением, устранением или ограничением того, что существует, но не желательно; другие - достижением или приобретением того, что желательно, но не существует.
Решение проблем первого типа означает избавление от источника неудовлетворённости существующим положением дел (например, от отвлекающего шума, болезни), а решение проблем второго типа - получение доступа к источнику удовлетворения (например, это может быть друг, книга).
Позитивные и негативные цели (или утверждение и отрицание) - понятия относительные.
Например, желание избавиться от шума можно рассматривать как желание добиться тишины; желание избавиться от болезни - как желание стать здоровым. Однако к подобному отождествлению следует подходить крайне осторожно. Если, например, кто-то просто не хочет слушать музыку, звучащую по радио, то «избавление» от нее представляет собой негативную цель, но если этот кто-то хочет слушать другую музыку, то это уже позитивная цель.
Заметим, что позитивная цель предполагает достижение и негативной цели, однако обратное утверждение не верно. В большинстве случаев избавление от того, что не желательно, неравносильно достижению того, что желательно. Основное различие между позитивными и негативными целями носит психологический, а не логический характер.
В отличие от позитивных и негативных целей «средства» и «цели» полностью взаимосвязаны. Каждое средство можно рассматривать одновременно и как цель, а каждую цель - как средство. Например, покупка автомобиля - это приобретение в личное пользование одного из средств передвижения, которое при этом выступает в качестве цели. Собственный автомобиль в свою очередь можно рассматривать как средство для поездок на работу, которые становятся целью. Каждую промежуточную цель можно рассматривать как средство для достижения последующих целей».
Рассел Акофф, Искусство решения проблем, М., «Мир», 1982 г., с. 21-22.
В рамках ТРИЗ при работе как с позитивными, так и негативными проблемами принято исходить из модели противоречий.