«Биологической потребностью человека, одной из самых значительных по своим последствиям, потребностью, постоянно входящей в состав чуть ли не всех его потребностей, является потребность в экономии сил.
Она свойственна животным, и поэтому принадлежность её к числу биологических не вызывает сомнений. Но сфера деятельности, а значит, и поведение человека несравненно шире; потому и потребность в экономии сил проявляется в его поведении намного разнообразнее и в трансформациях, казалось бы ничего общего не имеющих с поведением животных.
Потребность эта вытекает из известного принципа Ле Шателье. Академик А.А. Ухтомский говорил о нём: «Очевидно, что в общем и целом принцип Ле Шателье, принцип наименьшего действия, сам по себе вёл бы организм к редукции, но не к развитию и экспансии».
Поэтому принцип неизбежно нарушается. «... именно гениальные деятели в своём индивидуальном поведении для себя чаще всего идут по пути наибольшего сопротивления, для того [...] чтобы достичь намеченного предмета наилучшим способом и открыть другим это достижение с наименьшими затратами сил. Нервная система отнюдь не начинает с наименьшего действиям как заданного даром, она приходит к нему как к достижению, в конце» (Ухтомский А.А., Доминанта, М.-Л., «Наука», 1966 г., с. 87).
Вследствие потребности в экономии сил - стремления к наименьшему действию - человек (в каждом конкретном случае и при обслуживании любой своей потребности) пытается достичь результата наименьшими необходимыми, по его представлениям, усилиями. За достижение любой цели человек расплачивается прежде всего затратой сил. Он расходует их в меру привлекательности цели и соответственно своим умениям, своему опыту, то есть «в конце», как говорил А.А. Ухтомский.
Одна цель требует больших усилий, другая - меньших. Один выше ценит одно, другой - другое; один щедрее, другой - скупее; у одного больше сил, у другого - меньше. Так проявляются представления человека о ценностях, об его интересах к потребностям, потому что потребность в экономии сил свойственна всем людям, но каждый экономит их по-своему. […]
Но необходимо, конечно, учитывать, что значительность любых затрат относительна: то, что для больного, слабого, старого - чрезвычайная затрата, то же самое для здорового, сильного, молодого может быть затратой ничтожно малой.
Экономия сил побуждает человека всякое сколько-нибудь сложное дело сперва совершать в воображении. Так мышлением предусматриваются (более или менее успешно) возможные столкновения потребностей, чтобы при реальном осуществлении дела избежать их и проверить наиболее экономный порядок его выполнения.
Академик А.А. Ухтомский утверждает: «Энергетические траты в нервных путях, взятых в отдельности от исполнительных органов, ничтожны; энергетическое хозяйство организма в целом заинтересовано преимущественно в экономном расходе потенциалов станции назначения - мышц. По-видимому, некоторая неэкономность работы допускается в нервной сети ради того, чтобы оградить мускулатуру от неэкономной траты» (Ухтомский А.А., Доминанта, М.-Л., «Наука», 1966 г., c. 117)
Мышление (энергетические «траты в нервных путях») правильное, продуктивное более экономно чем мышление неправильное. Поэтому люди предпочитают, где этот только возможно, думать, пользуясь стереотипами, выработанными опытом, а не строить ход мышления (установления связей) каждый раз заново. Так функционирует потребность экономии сил в мышлении. Выработанным стереотипом мышления является логика.
Соблюдение трёх законов формальной логики - тождества, противоречия и исключённого третьего - предохраняет формирование понятий, суждений и умозаключений от неопределённости, противоречивости и непоследовательности. Так логика облегчает работу мышления в простейших (ближайших) трансформациях потребностей. Формальная логика есть, в сущности, то, что называют рассудком, здравым смыслом.
Это - простейшие навыки экономии умственных сил:, они приобретаются опытом чуть ли не в младенческом возрасте, как нечто само собой разумеющееся, не требующее умственных усилий, и потому осуществляются преимущественно подсознанием.
Сознание включается лишь в случаях резких нарушений той экономии сил, которую они дают.
В остальном же это - оперирование представлениями об очевидном, бесспорном и ближайшем. Поэтому область экономии сил средствами рассудка и формальной логики - потребности биологические. Человеческое в этой экономии содержится в использовании отвлеченных, теоретических построений воображения».
Ершов П.М., Искусство толкования в 2-х частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика, Дубна, «Феникс», 1997 г., с. 175-179.