Научные стимулы занятия философией по М.А. Розову

«В нашем научном сообществе давно бытует мнение: раньше надо защититься, а уже потом заниматься наукой.

Автор слышал это поучение множество раз, как в адрес других людей, так и в свой собственный.

Оно касалось как кандидатских, так и докторских диссертаций, а исходило из уст людей иногда очень и очень уважаемых. Вот один такой разговор, который случайно всплывает в памяти. «Когда ты будешь защищать докторскую?» - «Вот решу проблему, и буду защищать». - «Это неправильно! Ты раньше защити, а потом будешь спокойно заниматься своими проблемами!»

Диссертация таким образом резко противопоставляется научной работе, раньше диссертация, а потом наука; раньше надо обеспечить себя материально, а потом спокойно работать.

Вот и получается: «Проблемы-то интересные, да нам диссертации надо защищать!» Звучит это так: «Вы нам про науку рассказываете, а мы аспиранты, нам не до науки!» Парадоксально, но факт!

А когда же тогда наукой заниматься? Раньше три года на кандидатскую, потом лет пять, а то и больше, на докторскую, а там и годы прошли, да и привычных стимулов нет.

Откуда эти стимулы появятся, если человек 8-10 лет был ориентирован не столько на решение проблем, сколько на карьеру.

У него уже инерция - стать профессором, заведовать кафедрой,- лабораторией, стать директором...

Иллюзия, что можно на несколько лет изменить научным устремлениям ради совсем других и противоположных науке целей, а потом вдруг неожиданно перестроиться.

Представьте себе, что юному музыканту говорят: ты раньше побренчи на расстроенном пианино в каком-нибудь кабаке, а потом уже будешь становиться Рихтером».

Розов М.А., Философия без сообщества?, в Сб.: Философия философии / Ред.-сост. В.Ю. Кузнецов, М., «Академический проект», 2012 г., с. 118.