Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Когда князь Владимир скончался, дружина уговаривала Бориса идти на Киев, дабы принять княжение.
Борис отказался, не желая нарушать принципа родового старшинства. За что был убит.
Позже обманом был вызван и убит его брат Глеб.
«Первыми святыми, канонизированными на Руси, были князья Борис и Глеб.
Согласно канонической версии, отроки Борис и Глеб добровольно отдали себя на заклание людям, которых послал их старший брат Святополк Окаянный, рвавшийся к власти и стремившийся обезопасить себя от возможных претендентов.
То, что убийца был старшим в семье, имело принципиальное значение. Это заставило отроков смириться со своей участью. Такая, диковатая на сегодняшний взгляд история оказалась канвой первой отечественной канонизации.
Борис и Глеб стали символами кротости, жертвенности и подчинённости иерархическому началу как таковому.
Началу, которое свято само по себе, безотносительно к нравственным качествам иерарха. Поколения церковных и светских авторов, работавших в русле церковной традиции, не уставали повторять, что Борис и Глеб - особо чтимые и любимые народом святые, воплощение нравственного идеала, кротости, смирения и мученичества.
Из сегодняшнего дня трудно судить, насколько чтимыми были святые Борис и Глеб, но надо признать, что они воплотили модельный для нашей культуры образ.
Тотальная социальная нерасчленённость может существовать только через постоянное утверждение примата целого над частью, через ежечасное и ежесекундное подавление субъектом своих автономных импульсов, через жертву и добровольный отказ от себя самого. Отроки идеально задавали принцип самоотречения во имя иерархии, воплощающий социальный абсолют…»
Яковенко И.Г., Познание России: цивилизационный анализ, М., «Российская политическая энциклопедия», 2012 г., с. 153-154.