Князья Борис и Глеб - первые святые Руси

Когда князь Владимир скончался, дружина уговаривала Бориса идти на Киев, дабы принять княжение.

Борис отказался, не желая нарушать принципа родового старшинства. За что был убит.

Позже обманом был вызван и убит его брат Глеб.

«Первыми святыми, канонизированными на Руси, были князья Борис и Глеб.

Согласно канонической версии, отроки Борис и Глеб добровольно отдали себя на заклание людям, которых послал их старший брат Святополк Окаянный, рвавшийся к власти и стремившийся обезопасить себя от возможных претендентов.

То, что убийца был старшим в семье, имело принципиальное значение. Это заставило отроков смириться со своей участью. Такая, диковатая на сегодняшний взгляд история оказалась канвой первой отечественной канонизации.

Борис и Глеб стали символами кротости, жертвенности и подчинённости иерархическому началу как таковому.

Началу, которое свято само по себе, безотносительно к нравственным качествам иерарха. Поколения церковных и светских авторов, работавших в русле церковной традиции, не уставали повторять, что Борис и Глеб - особо чтимые и любимые народом святые, воплощение нравственного идеала, кротости, смирения и мученичества.

Из сегодняшнего дня трудно судить, насколько чтимыми были святые Борис и Глеб, но надо признать, что они воплотили модельный для нашей культуры образ.

Тотальная социальная нерасчленённость может существовать только через постоянное утверждение примата целого над частью, через ежечасное и ежесекундное подавление субъектом своих автономных импульсов, через жертву и добровольный отказ от себя самого. Отроки идеально задавали принцип самоотречения во имя иерархии, воплощающий социальный абсолют…»

Яковенко И.Г., Познание России: цивилизационный анализ, М., «Российская политическая энциклопедия», 2012 г., с. 153-154.