Приемы занимательной науки по Я.И. Перельману

«Какими же средствами это достигается? Дать исчерпывающий их перечень едва ли возможно, потому что каждый популяризатор прибегает к своим приёмам. Позволю себе привести в качестве наглядных примеров некоторые из тех приёмов, которые использованы в серии моих книг физико-математического содержания.

1) Положения науки иллюстрируются событиями современности: закон Архимеда поясняется на примере подъёма «Садко» работниками ЭПРОНа; распространение звука в воздухе - на примере объявления мобилизации в Абиссинии с помощью звукового телеграфа; ослабление притяжения по мере удаления от притягивающего центра иллюстрируется расчетом потери веса самолёта на значительной высоте и т.п.

2) Привлекаются примеры из мира техники: применение эха в мореплавании, проект использования солнечного тепла для отопления Москвы, стробоскопический эффект в технической практике.

3) Используются - зачастую неожиданным образом - страницы художественной литературы не только фантастической, но и общей; разбор задач на максимум оживляется расчетами над материалом рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно?»; шуточные рассказы Чехова («Репетитор», «Письмо к ученому соседу»), Марка Твена, Джерома могут быть привлечены при изложении вопросов математики или физики.

4) Для этой же цели иногда пригодны легенды и сказания: былина о Святогоре, предание об изобретателе шахматной игры, о гробе Магомета, легендарные рассказы об Архимеде и т.п.

5) Обостряют интерес к предмету различные фантастические опыты: описание мира, из которого устранена тяжесть или трение, последствия внезапных прекращений вращения Земли, изменения наклона её оси.

6) Используются кажущиеся нелепости (горячий лед; море, в котором нельзя утонуть; поимка летящей пули рукой) и озадачивающие вопросы: «Почему Луна не падает на Солнце?», «Почему снег белый?».

7) Разбираются распространенные предрассудки - например, о том, что затонувшие корабли не доходят до дна океана; что облака состоят из пузырьков пара; что портреты могут следить за зрителем.

8) Делаются неожиданные сопоставления: учение о подобии связывается с расценкой куриных яиц, действие возвышения в степень - с приготовлением гомеопатических лекарств или разнообразием человеческих лиц, логарифмы - с музыкой.

9) Рассматриваются вопросы обиходной жизни: пользование льдом для охлаждения, пение самовара, различение варёного и сырого яйца и многое другое.

10) Анализируются математические фокусы, подвижные игры (крокет), настольные игры (домино) и прочие развлечения.

11) Указываются примеры использования науки на сцене, на эстраде, в цирке и кино: акустические особенности театрального зала, суфлерская будка, рельефное кино, фокусы, аттракционы, раковина в парке.

12) Привлекаются примеры из области спорта: затяжные прыжки с парашютом, сопротивление воздуха при беге, свойства теннисного мяча, состязание на дальность бросания и т.п.

13) Делаются интересные экскурсии в область истории науки.

«Но к чему все эти ухищрения? - возразят, пожалуй, иные читатели. - Разве сама по себе наука не увлекательна, что нужно искусственно поднимать к ней интерес?» Спору нет, наука бесконечно интересна, - но для кого? Для того, кто в неё углубился, кто овладел её методом, а не для того, кто стоит лишь в её преддверии.

Популяризатор не может возлагать надежд на увлекательность самого предмета и освободить себя от забот о поддержании внимания своего читателя или слушателя. Он должен неустанно наблюдать за тем, следуют ли за ним читатели или готовы его покинуть. Если он не овладел вниманием читателя, все его усилия пропадут даром, как бы увлекательна ни была сама по себе излагаемая им тема. «Первой и последней, безапелляционной инстанцией» является читатель, - писал К. Тимирязев в предисловии к своей книге «Жизнь растения». - Специалист может находить свое изложение добросовестным, преодолевающим значительные трудности, но, если оно просто не нравится читателю, оно уже не достигает своей цели и, следовательно, осуждено». Слова эти, безусловно, верны для каждой книги, предназначенной для чтения и первоначального ознакомления с предметом, а не для усидчивого его изучения.

Значит ли это, что надо превратить обучение в род забавы? Нет, и занимательная наука ни в какой мере не повинна в таком грехе. Роль развлекательного элемента в ней как раз обратная: не науку превращает она в забаву, а напротив - забаву ставит на службу обучению. К тому же, раскрывая неожиданные стороны в как будто знакомых предметах, метод занимательной науки углубляет понимание и повышает наблюдательность. Всё это далеко от превращения науки в развлечение.

Кто же по праву родоначальник занимательной науки? Здесь не может быть двух мнений: заслуга эта принадлежит Жюлю Верну. Он был не только замечательным романистом, создателем научно-фантастического жанра в литературе, но и величайшим мастером научной пропаганды. Он первый показал, как надо популяризировать знания, всецело овладевая вниманием читателя и поддерживая в нём живейший интерес к предмету. Роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» и положил начало занимательной науке».

Перельман Я.И., Что такое занимательная наука?, журнал «Техника – молодёжи», 1972 г., № 11, 18-20, цитируется по Сборнику: «Искусство удивлять» - научно практическая конференция, посвящённая 75-летию Дома занимательной науки на Фонтанке (14-15 октября 2010), СПб, «Центральный музей связи имени А.С. Попова», 2010 г., с. 157-159.

 

Я.И. Перельман много приёмов популяризации взял у Гатона Тиссандье...

 

Мастер-класс И.Л. Викентьева по написанию книг.

 

 Как грамотно смотреть научные видео на YouTube?