Реформы и древнеславянская государственность

«Основные вехи естественной, растянувшейся на века, капитальной, повлекшей образование древнеславянской государственности реформы таковы:

а) оформление союза славянских племен с возвышением Киева (деятельность полуэпического Кия);
б) переход княжения в Киеве и Новгороде под юрисдикцию одного князя (князь Олег);
в) расширение границ киевской Руси за Днестр, подчинение уличей, тиверцев (князь Игорь);
г) подчинение Киеву древлянской земли (княгиня Ольга);
д) присоединение земель вятичей, территорий на северном Кавказе, карпатской Руси (князья Святослав Игоревич, Владимир Святославович).

Окончательное складывание государственности (планомерное превращение городов из торговых в военно-политические центры, государственные территории) стимулировало принятое в княжение Владимира Святославовича христианство (988-989 гг.).

Новая религия, отметая язычество, приобщая к мировой культуре, поощряла идейную, духовную, культурную консолидацию расселенных на Восточно-Европейской равнине древних славян.

Если бы не христианский монотеизм, славян ожидал неминуемый мировоззренческий кризис: плюрализм языческих святынь ввергнул бы их в междоусобные ценностные конфликты. Унитарная же аксиологическая платформа жизни придала импульс государствообразованию. (На данном эпизоде видно, сколь важно для славянского мира наличие духовного единства, сплачивающей идеологии.)

При выверенном толковании хода государствообразующей реформы сами собой отпадают спекуляции как о русской бесшабашной вольнице, так и искони рабской русской натуре, якобы препятствующей устроению национальной гражданско-политической жизни».

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахизер А.С., Реформы и котрреформы в России, Изд-во МГУ, 1996 г., с. 19