Закон объективирования по А.И. Введенскому

«В курсе «Введение в философию» учёный подчёркивал неизбежность объективирования наших представлений.

При этом он указывал на нудительный, должный характер перехода субъективных представлений в объективные.

Введенский, в частности, писал, что «хотя мы не можем выбиться из круга собственных представлений (так чтобы знать прямо вещи в себе), тем не менее они должны являться существующими помимо нас объектами».

В процессе объективирования наши ощущения соединяются с априорными формами пространства и времени, но «всё же это вместе производится по некоторым необъяснимым для возможности сознания правилам... Таким образом, всё то, из произведённого нами, что попадает в наше сознание получает характер независимости он нас... т. е. всё сознаваемое нами получает характер противостоящего и независимо от нас существующего объекта».

Объективирование - продукт деятельности сознания. Сознание порождает смысл объективности.

«Наше сознание, действительно, - развивал свою мысль Введенский, - состоит в объективировании, а, следовательно, содержит в себе объективирующие формы».

В «Лекциях по психологии» Введенский связывал объективирование с двумя законами нашего самосознания, заимствуемми им у И. Канта и И.Г. Фихте.

Первый закон гласит: «Нет сознания без самосознания». Второй закон или «закон Фихте» утверждает, что «нет самосознания без сознания чего-нибудь, как своего не-Я, т. е. мы сознаём своё Я лишь под тем условием, чтобы в тоже самое время сознавать что-нибудь, как свое не-Я».

В итоговой формулировке закон объективирования выглядит следующим образом: «Коль скоро мы сознаём своё Я, а самосознание подчинено закону Фихте, то некоторые из продуктов сознания должны невольно сознаваться нами, как наше не-Я, т. е. объективироваться».

Курс «Введение в философию» несколько разъясняет позицию учёного. Сознание - это не только самосознание, т. е. знание о себе, но и знание о другом или не-я. Я предполагает не-я. «Я без не-Я пусто».

Объективирование или переход от я к не-я заложено в природе сознания. Таким образом, «сознание, есть знание о своём знании о каком-либо не-я. Следовательно, Я без не-я пусто, и существует только в акте их противопоставления.

А так как мы не можем иметь дела ни с чем, кроме продуктов своего сознания, то Я существует только в акте их объективирования, т. е. в таком (со стороны внутренней природы неизвестном) акте, вследствие которого они в нашем понимании являются объектами». Не-я также принадлежит сознанию, как и любые другие его представления, только приписывает ему смысл объективности. «Я существует не иначе, - писал Введенский, - как в противопоставлении с каким-нибудь не-Я, но мы можем знать только то, что представляем себе, а чего не представляем, того, разумеется и не знаем; следовательно, реальное Я существует в объективировании своих представлений; хотя часть их должна принять объективный характер».

Объективируются такие продукты сознания как ощущения и представления пространства и времени; «объективирование производится посредством понятия». Наш опыт оперирует уже с результатами объективирования, т. е. с теми представлениями, которым приписывается смысл объ-ективности.

Быть объективным, восприниматься как объект - ещё не значит быть независимым от сознания. Сознание определяет то, что считается объективным, устанавливая пределы эмпирического познания, и для сознания неизвестно переходят ли границы этого познания в вещи сами по себе».

Малинов А.В., «Психофизический закон» Введенского, в Сб.: Александр Иванович Введенский и его философская эпоха, СПб, Изд-во СПбГУ, 2006 г., с. 92-93.