Новые идеи в христианстве по К.П. Победоносцеву

«Замечательное явление нашего времени представляет несущееся отовсюду отрицание церкви со всеми её догматами и установлениями, соединенное с проповедью христианства без Христа.

Никем не призванные учителя разных толков, объединяясь лишь в этом отрицании, проповедуют с ревностью, доходящею до фанатизма и до глумления над всяким возражением, туманное, неприведённое в систему, но повелительное применение к жизни начал, произвольно извлечённых и произвольно истолкованных из Евангелия; но вместе с тем отрицают Евангелие во всей его целости и отрицаю вместе с церковью главу церкви - Иисуса Христа - Богочеловека.

Они называют это свое христианство истинным, а то, которое от начала проповедывалось церковью, - ложным.

В отрицании людям всего легче объединиться: их влечёт к этому общий дух недовольства и смутного стремления к лучшему.

Всякий, сосредоточась на своёем я, всегда себялюбивом, самочинном, исключительном, отрешаясь в духе от мира своих собратий, приходит к отрицанию.

Возмущаясь против неправды и зла в человеческих; отношениях, забывает притом о своей неправде, ищет водворения; правды в человечестве и забывает притом, что всякий человек раздвоен в себе - хочет чего не делает и делает чего не хочет, что жизнь человечества совершается тысячами и миллионами годов и впадает в вечность; что тем же ходом идёт в человечестве, прерывистая и мучительная эволюция правды, коей вечные законы, от века начертанные, от века нарушаются и подвергаются поруганию.

Хранительницей этих законов, говорят они, поставила себя церковь: она не умела водворить их в действительности; здание её обветшало, дело её преисполнено мёртвых формальностей, суеверий, обманов и злоупотреблений. Надо разрушить это здание и новый закон любви и правды объявить человечеству: разрушим церковь.

Самый легкий способ усовершенствования учреждений, по мнению новаторов, есть разрушение существующих.

С этого начинает и неохристиане, но на место разрушенного учреждения не в силах они построить новое; ставя закон своего изобретения, ничего не хотят и не умеют создать для хранения и возможного в природе человеческой осуществления закона, как будто сам закон должен самостоятельно действовать и сам собою объединить человечество для новой жизни.

Прежде чем отрицать церковь и её верования, надобно знать её. А для того чтобы знать её, мало изучить внешним образом догматы её, учреждения и обычаи. Церковь есть живой организм, совокупность верующих душ; и для того чтобы познать церковь, надобно войти в душу народа, который составляет церковь, надобно жить одной жизнью с народом, как с равными собратиями, не ставя себя выше народа, не относясь к нему с одним отрицанием, как к толпе невежественной и дикой.

Но к этому неспособны самочинные пророки неохристианства; и потому, когда они обличают пороки и зло и ложь в жизни церковной, в этих обличениях нет любви, а слышится только гордость самодовлеющей мысли и злоба раздражения; нет того пламенного стремления к исправлению и усовершению, той горячей надежды на победу любви и правды, - что слышится в речах Христа, а обличения, исполненные гордого духа, приводят лишь к голому отрицанию. […]

Один за другим появляются самозванные пророки безумной автономии мышления и действия, пророки социальной реформы, пророки анархии и злодейства, пророки новых верований, отрицающих религию. А когда берётся за это художник мышления и слова, он привлекает к себе толпу поклонников. Многие увлечения, при внутренней несостоятельности учения доходящие нередко до энтузиазма, объясняются силой художественной его конструкции. Когда идея - какая бы ни была - овладевает гениальным художнике мышления и слова, он может приложить к её развитию всю силу своего таланта и воздвигнуть на ней здание, поражающее красок и стройностью логических выводов из мысли, в существе своей ложной.

Но к распознанию этой основной лжи неспособна толпа увлечённая своим восторгом. А творец-художник, увлекаясь и своим созданием, и восторгами своих поклонников, сам входит мало-помалу в роль пророка, призванного обновить человечество новой идеей и рассылать во все концы восторженных её проповедников учеников своих.

Наше время изобилует учениями, основанными на началах крайнего материализма, отрицающего духовную силу в жизни человечества. Разделяясь на множество отдельных систем и толков под разными названиями (позитивизм, натурализм, агностицизм, утилитаризм, крайний социализм, анархизм и пр.), эти учения сложившись в научно-художественное построение, расплодивши в обширной литературе, приобрели себе множество восторженных поклонников, располагают бесконечными средствами пропаганды, посредством печатного и устного слова и мало-помалу овладевав умами возрастающего поколения. Так создаётся почва для неверия, для легкомысленной критики на церковь и легкомысленного от не отчуждения».

Победоносцев К.П., Новое христианство без Христа, в Сб.: Протестантизм: pro et contra, Антология / Сост.: М.Ю. Смирнова, СПб, РХГА, 2012 г., с.  338-341.