Принципы запрета
ЭтикаЭтика и этические системы
ЗоопсихологияИзучение психики животных, преимущественно – высших млекопитающих
X
Принципы запрета
ЭтикаЭтика и этические системы
ЗоопсихологияИзучение психики животных, преимущественно – высших млекопитающих
X
«Мораль и этика, огромные области проявления человеческого разума, из чего возникли они?
Родимся ли мы безморальными, и только воспитание делает нас гуманными, или мы появляемся на свет с каким-то набором понятий, что хорошо, а что плохо, а воспитание направляет и развивает их? Вы вольны принимать одну из этих точек зрения, но в любом случае теперь вы не можете не учитывать знаний, полученных этологами.
Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами.
Конрад Лоренц пятьдесят с лишним лет назад, открыв первые из них, решился написать: «мораль в мире животных».
Что мораль не абсолютно чужда животным, люди знали с незапамятных времен: перед ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, мог убедиться, как легко ей привить некоторые моральные-этические правила человека, которые ей исходно совершенно чужды. Вы не хотите, чтобы она без разрешения ела пищу, которую может найти в доме, - пожалуйста, она не ест. Вы не хотите, чтобы она справляла нужду в доме, - пожалуйста, она будет терпеть, пока вы не выведете её. Вы не хотите, чтобы она запрыгивала на стол, стул или кровать, - она не будет этого делать. Нельзя играть игрушками вашего ребёнка, такими соблазнительными для неё, - она вздохнет и не будет. И главное, она переживает, если нарушит ваш запрет, просит простить её.
Более того, она может сама запрещать то же своим щенкам. Но если бы в ней была только эта понятливость и послушность, боязнь наказания, мы назвали бы её своим четвероногим рабом. А мы зовем её другом. И помимо придуманной нами для нее этики, мы видим в хорошей собаке её собственную мораль, во многом совпадающую с нашей. Нам нельзя бить женщину, ребёнка - пёс не может применять силу к щенку. Нужно выручать друга в беде - и наша собака умрёт за друга.
Нужно защищать своих, свой дом - также поступает и собака. Если друг расстроен, мы чувствуем потребность видеть его, обласкать - и наша собака наделена той же чуткостью. Нельзя лгать, обманывать, скрывать - и собаке противен обман. Если обидим, мы извиняемся, - и собака тоже. Трус презренен для нас обоих, и оба мы уважаем храбрость. И так далее, и так далее. Более того, хороший человек перед хорошей собакой чувствует себя немного виноватым: её устои кажутся сильнее и бескомпромиснее. «Благородное животное», - говорят люди. «У сильного животного сильна и мораль», - говорит Лоренц.
Так что же это за «мораль» животных? Это созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях обычных программ.
Не убей своего - первый запрет у очень многих видов.
Для одних свои - это любые особи своего вида, для других - только члены своей группы, лично знакомые Или носящие общий отличительный признак группы. У последних тогда обязательно есть программа - различай всех на своих, к которым запреты применяй абсолютно, и на чужих, к которым применение их не строго обязательно. Человек - среди этих видов. Раньше все было просто: свои - это наше стадо, а остальные - чужие. Мир человека стал неизмеримо сложнее, а мы все ищем своих и чужих: родные - не родные, соседи - не соседи, земляки - не земляки, одноклассники - не одноклассники, соотечественники - иностранцы, единоверцы - неверные. И так без конца.
Другой запрет: чтобы не убить своего, прежде всего не нападет неожиданно, сзади, без предупреждения и проверки: нельзя ли, поугрожав, разрешить конфликт без драки.
Для соблюдения этого правила у животных существует масса забавных и красивых ритуалов подхода, демонстрации намерений и силы. Более того, у хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный приём в драке со своим. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом, клыками разорвав горло или брюхо. Но в драке с другим волком он этих приёмов применять не имеет права. Он бьёт сородича-противника открытыми зубами по губам, разбивая их в кровь. Очень больно, достаточно, чтобы выиграть психологически и «по очкам», но не смертельно. Лев, наскочив на быка сбоку, одним ударом лапы ломает ему позвоночник, а кривыми ножами-когтями делает огромную рану на боку. Но два дерущихся льва не смеют применять этот «коронный удар». Они бьют друг друга когтями по ушам. Тоже очень больно, но тоже не смертельно. Собаке или другому врагу не своего вида кот норовит попасть когтями в глаза и часто достигает успеха. Когда дерутся два кота, удары сыплются градом. Но среди бродячих котов-драчунов почти нет одноглазых. Уши же изодраны в клочья. Олень, защищаясь от хищника, норовит ударить его рогами в бок, и этот удар страшен: несколько копий сразу пронзают тело.
Но в драке с оленем же он бьёт его по рогам или, сцепив рога заставляет опустить голову и пятиться. Грохот боя слышен на весь лес, а соперники невредимы.
Люди вооружены от природы слабо, два человека, дерущиеся голыми руками, не смертельно опасны друг другу. В стычке один из них устанет и отступит раньше, чем противник его убьёт.
Поэтому у человека, как и у многих других слабовооружённых животных, почти нет врождённых ограничений для действий в драке. Они были не нужны. Но человек изобрел оружие и оказался редчайшим существом на земле: он убивает себе подобных. Мы пытаемся компенсировать отсутствие врожденного запрета воспитанием: в драке не хватай в руки что ни попадя, особенно орудие; защищаясь, не превышай меры; стыдно вооруженному конфликтовать с безоружным... А оружие все совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг друга все в большем и большем количестве... Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он у нас сильным, мы бы решали мировые конфликты турнирами.
Следующий запрет: не бей того, кто принял позу покорности.
О нём уже шла речь выше. Наше: не бей лежащего и повинную голову меч не сечет. Как проигравшему остановить распаленного в драке победителя? Отбор нашел блестящее решение: пусть слабый предложит сильному нарушить запрет. И запрет остановит его. Проигравшие волк, лев или олень вдруг прыжком отскакивают от противника и встают к нему боком, в положение, самое удобное для нанесения смертельного удара. Но именно этот-то удар противник и не может нанести. Проигравший мальчишка закладывает руки за спину и подставляя лицо, кричит: «На, бей!» Даже для нас, людей, в которых запрет очень слаб, это действие впечатляюще. Этот мальчишка ничего не слышал о Библии, в которой ещё несколько тысяч лет назад безвестный психолог написал загадочную фразу: «Если ударят по одной щеке - подставь вторую». Зачем? Да чтобы не ударили ещё. Тьма комментаторов не могла понять место, которое волк объяснил бы нам сходу.
А вот ещё один принцип: победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свой дом, свою самку, своих детёнышей, обычно выигрывает в конфликте даже с более сильным. И не только потому, что отчаяннее обороняется или нападает, но и потому, что противник заранее ослаблен. Его агрессивность сдерживается запретом - тем самым, который когда-то люди формулировали как «не пожелай ни дома ближнего своего, ни жены его...», а современные юристы называют неприкосновенностью жилища, личной жизни и имущества. Очень забавно наблюдать, как ссорятся две птицы, самцы-соседи, на границе своих участков: по очереди проигрывает тот, кто залетит на участок другого.
Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые ещё общечеловеческой моралью, имеют свои аналоги во врождённых запретах разных видов животных. В некоторых случаях можно предполагать, что это совпадение чисто внешнее».
Дольник В.Р., Вышли мы все из природы, Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей, М., «Linka Press», 1996 г., с. 115-119.