Организация обучения, за исключением творческих аспектов…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Организация обучения, за исключением творческих аспектов…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
«Сущность, цель каждой науки - общие законы и формулы, правила без исключений.
Каким же образом сообщить учителю детям эти общие законы и формулы, просто передать их детям или как-либо ещё? Вот здесь и вступает в свои права эвристическая форма обучения.
Она говорит учителю: не сообщай детям общих понятий, общих правил, общих законов и формул догматически; заставляй их самих сравнивать предметы, находить между ними черты сходные и различные и на основании найденного сходства и различия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, определение; заставляй их самих наблюдать связь и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выражать в общих формулах и законах.
Сам же не сообщай им этих формул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути... […]
Таким образом, мы считаем возможным открытие научных истин самими детьми по двум причинам:
1) научные истины суть обобщения отдельных фактов. Но отдельные факты изучаются самими детьми в силу требования элементарного наглядного обучения;
2) чтобы вывести общий закон из отдельных случаев, нужно знать, на что нужно обратить внимание в отдельных явлениях, что в них главное и что не важное. Такое необходимое руководство при обобщении представляет детям учитель.
Тем, которые не убедятся вышеприведёнными доводами и будут упорно стоять на том, что детям самим не по силам открывать научные истины, мы приведём еще следующее соображение: они (возражатели) согласятся, что каждая научная истина должна быть усвоена детьми основательно: а основательно усвоить истину невозможно без понимания, откуда возникла, явилась эта истина, формула, закон, как явилась, какие прямые пути ведут к ней, на каких данных она основывается и пр. Если же они считают детей способными к пониманию процесса открытия истины, формулы, закона, то мы не видим причин признать их неспособными к самостоятельному открытию истины, когда путь-дорога к нему указывается учителем, когда они «наводятся» на это открытие.
... Эвристическая форма обучения - самая трудная форма для учителя; она более чем какая-либо другая форма предъявляет ему требований. Плохой учитель, преподавая по этой форме, будет несравненно худшим учителем, чем усвоивший другую форму. У него в буквальном смысле слова ничего не выйдет. Он не сумеет вести дело эвристически; у него не будет и догматической формы, так как он будет стараться вести дело эвристически; у него будет Бог знает что. Эвристическая форма обучения требует от учителя, чтобы он вполне хорошо, вполне основательно знал свою науку, был бы мастером своего дела. Он не только должен вполне ясно и отчетливо понимать законы и формулы своей науки, но он ещё должен быть отлично знаком с историей развития своей науки, т.е. должен отчётливо представлять себе, каким путём, через изучение каких фактов, через какой процесс умозаключений ум человеческий дошёл до известной научной истины. Он должен знать все ошибочные предположения, которые были составлены для объяснения известных явлений, чтобы предохранить от них питомца. […]
Выразим кратко все наше рассуждение в нескольких тезисах:
1. Эвристическая форма обучения есть такая, по которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид этой формы в народной школе вопросо-ответный (эротематический). Вопросы - наводящие по преимуществу.
2. Эвристическая форма обучения, правильно поставленная, т.е. неразрывно связанная с элементарным наглядным обучением, вполне сообразна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе. Сведения она даёт медленно, но зато основательно, так что в результате она ничего не проигрывает даже по отношению к количеству сведений.
3. Эвристическая форма обучения, по своему необыкновенно сильно возбуждающему и развивающему умственные силы влиянию, есть одно из главнейших средств, которыми располагает народная школа для выполнения своей миссии - просвещения народа.
Ввиду этих тезисов и принимая во внимание, что учительские семинарии имеют целью служить просвещению, а не затемнению народа, мы осмеливаемся выразить желание, чтобы в них (учительских семинариях) обучение искусству преподавать предметы по эвристической форме, обучение искусству «сократизировать» было поставлено одной из главнейших задач, чтобы это искусство «сократизирования» ценилось в них высоко. Нужно, чтобы из наших учительских семинарий выходили «совершенные сократики».
Каптерев П.Ф., Эвристическая форма обучения в народной школе, в Сб.: Каптерев, М., «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2001 г., с. 37-38 и 40-41.