Управление регионом, партией, страной…
ПравоОтдельные юридические аспекты, как правило, касающиеся творческой деятельности…
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
X
Управление регионом, партией, страной…
ПравоОтдельные юридические аспекты, как правило, касающиеся творческой деятельности…
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
X
«… когда необходимо стремительно воздвигнуть здание Конституции великого народа, то создайте её, по крайней мере, на незыблемой основе истины. Установите прежде всего следующее бесспорное положение: народ добродетелен, а его уполномоченные подвержены порче; именно в добродетели и суверенитете народа нужно искать защитное средство от пороков и деспотизма правительства.
Извлечём теперь из этого неопровержимого принципа практические выводы, служащие основой всякой свободной конституции.
Развращённость правительств происходит от превышения их власти и независимости их от суверена. Устраните это двойное злоупотребление.
Начните с уменьшения власти должностных лиц. До сих пор политические деятели, которые захотели, по-видимому, приложить некоторое старание не столько для защиты свободы, сколько для видоизменения тирании, могли придумать лишь два средства для достижения этой цели. Одно состоит в равновесии властей, а другое - в существовании должности трибуна. […]
О, что нам за дело до тех комбинаций, которые уравновешивают власть тиранов? Нужно искоренить самую тиранию; не в спорах между их властителями должны искать народы возможности немного передохнуть; гарантией их прав должна быть их собственная сила.
По той же причине я не являюсь более сторонником установления должности трибунов; история не научила меня относиться к ним с уважением. Я не могу доверить защиту столь великого дела слабым и продажным людям. Покровительство трибунов предполагает рабство народа. Мне не по душе, что римский народ удаляется на священную гору, чтобы испрашивать защитников у деспотического сената и высокомерных патрициев; я предпочитаю, чтобы он остался в Риме и изгнал из него всех своих тиранов. Так же, как и самих патрициев, я ненавижу и гораздо более презираю тех честолюбивых трибунов, тех подлых уполномоченных народа, которые продают знати Рима свои речи и своё молчание и которые защищали иногда народ только для того, чтобы поторговаться с угнетателями народа о его свободе.
Единственный народный трибун, которого я могу признать, - это сам народ.
Власть народного трибуна я передаю каждой секции французской республики; а эту власть легко организовать таким образом, что она будет одинаково далека и от бурь непосредственного народоправства, и от вероломного спокойствия конституционного деспотизма.
Но прежде чем установить преграды для ограждения общественной свободы от чрезмерной власти должностных лиц, начнём с уменьшения этой власти до надлежащих границ.
1. Первое правило для достижения этой цели состоит в том, чтобы срок их полномочий был краток; этот принцип должен применяться особенно строго к тем, чья власть более обширна.
2. Чтобы никто не мог занимать одновременно несколько должностей.
3. Чтобы власть была разделена, лучше увеличить число общественных должностных лиц, чем доверить кому-нибудь из нйх слишком большую власть.
4. Чтобы область законодательства и область исполнения были тщательно отделены друг от друга.
5. Чтобы различные отрасли исполнения были сами возможно больше разделены в соответствии с самой сущностью дел и не сосредоточивались в одних руках.
Одним из крупнейших недостатков нынешней организации исполнительной власти является излишняя обширность каждого из министерских ведомств, где во множестве собраны различные отрасли управления, весьма отличные по своей природе».
Максимилиан Робеспьер, О конституции / Революционная законность и правосудие. Статьи и речи, М., «Государственное издательство юридической литературы», 1959 г., с. 179-181.