Ум, душа, рассудок и разум человека после грехопадения по мнению Л.В. Шеховцовой

«До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей/ (Ни этот тезис, ни последующие никак научно не обосновываются в брошюре – Прим. И.Л. Викентьева).

После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал плотским (Кол. 2:18), суетным (Еф. 4:17), превратным (Рим. 1:21, 1:28), повреждённым и развратным (1 Тим. 6:5, 2 Тим. 3:8), осквернённым (Тит. 1:15). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

Неестественным такое состояние называется потому, что ум исключает всякое попечение о Божественном, сосредотачивается только на попечении о земном, об этом суетном мире, для «адаптации» к этому миру оказывается достаточно и рассудка.

Устремляясь не к бесконечному Богу, а лишь к конечному и ограниченному, ум вместо созерцания Бога начинает наслаждаться низшими чувственными удовольствиями, служить твари вместо Творца, извращая тем самым свою природу. В таком состоянии в него проникают страстные помыслы, с которыми предстоит борьба христианскому подвижнику. Владычественное в человеке с впадением его в грех стало подчинённым.

Ум стал работать страстям и вследствие этого потемнел. И поскольку темнел, постольку терял способность созерцания и видения Бога.

И, наконец, пришёл в такое состояние, что позволил сатане подменить себя рассудком и сделался едва-едва способным разбираться в плотских, материальных вещах, и то в самых немудрёных, и это - при великом внешнем образовании и учёности.

Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума, который, отделившись от своего первоначального жилища, забыл о его светлости.

Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в простой и единовидной памяти о Боге, устремляется на блуждание по предметам внешнего мира. Человек всё более и более погружается познанием в окружающую его множественность предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. Состояние, в котором находится ум после грехопадения, в аскетической литературе называется парением.

В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но парит, развлекаясь разнообразными помыслами и образами.

При создании души человеческой Бог творил её по образу Духа, вложив в неё образы и законы добродетели; рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие. У человека вся добродетель состоит в благородстве души. Душа человека разумна, тем и отличается от души животных. Человек жизнью своей управляет посредством разума на пути закона, в этом и состоит добродетель, чтобы следовать закону. Самое важное благо для человека - это мудрость и
благоразумие. […]

В христианском учении выделяется такие виды ума:
1) инстинктивный ум;
2) рассудок, логический ум;
3) разум;
4) высший - благодатный ум - «ум Христов». […]


Святые отцы различают рассудок и разум.

У святителя Фомы прослеживается как единство, так и различие между рассудком и разумом (интеллектом): «Разумение и рассудок в человеке не могут быть разными способностями. Это очевидно из рассмотрения акта того и другого: разуметь - значит просто схватывать умопостигаемую реальность, рассуждать - значит переходить от одной понятой вещи к другой, познавая умопостигаемую истину... Люди приходят к познанию умопостигаемой истины, переходя от одного к другому, и поэтому называются рассуждающими».

Шеховцова Л.Ф., Протоиерей Александр Сафрошкин, Православная психология об уме человека, СПб, Санкт-Петербургская духовная Академия, 2013 г., с. 57-58, 29 и 34.

 

Замечу, что авторы брошюры не приводят каких-либо собственных экспериментальных данных и оперируют лишь отдельными высказываниями православных авторитетов…