Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
В своих работах я развожу эзотеризм и религию следующим образом.
Суть классического эзотерического мироощущения можно передать при помощи трёх тезисов:
1. Наш обычный мир, культура, разум - неподлинны (неистинны, иллюзорны);
2. Существует другой подлинный мир (другая реальность), где человек может найти своё спасение, обрести подлинное существование;
3. Человек может войти в этот подлинный мир, но для этого он должен изменить свою жизнь, решительно переделать себя.
Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переделке, включающей духовную работу и психотехнику.
Эзотерическая культура отличается от религиозной.
Религиозное спасение предполагает соборное усилие, обращение к Богу (как бы он ни понимался), признание невозможности кардинального изменения своей души (творит и изменяет душу только Бог).
Действительно, если эзотерическая реальность понимается как подлинный мир, как особо понимаемая духовная природа, то религиозная реальность - это Бог, трактуемый как субъект (сверхсубьект); утверждая, что человек создан по образу и подобию Бога, церковь, фактически указывает на субъектное» Творца всего. Как субъект Бог - тайна и любовь и много других вполне человеческих действий (он помогает, поддерживает, управляет, наказывает, прощает и т. д. и т. п.). Как субъект Бог представляет собой не только порядок и закон, по и свободное действие и даже непонятный, например, несправедливый, человеку поступок. […]
… в рамках религии человек приходит к Богу, сохраняя свою личность, а в эзотеризме, напротив, он превращается в другое существо. Например, известный индийский эзотерик Шри Ауробиндо Гхош считал, что эзотерический человек («гностическое существо») так же далеко отстоит от обычного, как обычный человек от обезьяны».
Розин В.М., Феномен множественной личности: по материалам книги Дэниела Киза «Множественные миры умы Билли Миллигана, М., «Либроком», 2009 г., с. 62-63.