Построение научных концепций. теорий, моделей
Ошибки при построении теорийОшибки при построении научных теорий
Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
X
Построение научных концепций. теорий, моделей
Ошибки при построении теорийОшибки при построении научных теорий
Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
X
«… для Щедровицкого в начале 60-х годов логика науки - это и собственно логика (система счислений, правил научного мышления), и канон (методологический) разума, и наука о науке, точнее о научном мышлении, поскольку вслед за Кантом он считает, что наука представляет собой одну из форм мышления.
Следуя же за Марксом, он убеждён, что научное мышление исторически развивается.
Но пока ещё Щедровицкий думает, что наука - это скорее естественное образование, а не объект методологической деятельности.
Об этом свидетельствует следующий фрагмент в статье 1963 г. «Методологические замечания к проблеме происхождения языка»: «Объект науки существует независимо от науки и до её появления. Предмет науки, напротив, формируется самой наукой» (Щедровицкий Г.П., Методологические замечания к проблеме происхождения языка, / Избранные труды, М., «Школа культурной политики», 1995 г., с. 309).
Впрочем, Щедровицкий очень скоро меняет взгляд на этот вопрос, начиная последовательно реализовать марксистское мироощущение.
От логики науки как познавательной дисциплины к методологии науки как интеллектуальной инженерии.
Уже в середине 60-х годов, обсуждая теорию дизайна, Щедровицкий пишет следующее. «До последнего времени науки, обслуживающие разные сферы человеческой практики и инженерии, складывались, как правило, очень медленно, стихийно, путём множества проб и отбора из них тех, которые оказывались удачными... Науку дизайна нужно построить, и это должно быть сделано быстро, максимум в два-три десятилетия... Теоретики дизайна должны построить теорию дизайна примерно так, как инженер строит или конструирует какую-либо машину или изделие. Это значит, что они должны спроектировать науку, обслуживающую дизайн, а потом создать её части и элементы в соответствии с этим общим проектом». (Щедровицкий Г.П., Дизайн и его наука? («художественное конструирование» - сегодня, что дальше? / Избранные труды, М., «Школа культурной политики», 1995 г., с. 337).
Через две страницы Щедровицкий спешит объяснить, что проектирование науки дизайна предполагает исследование дизайнерской деятельности и обслуживающих её знаний».
Розин В.М., Методология: становление и современное состояние, М., «Московский психолого-социальный институт», 2005 г., с. 269.
Замечу, что проект «построения науки» не удался…
Как выполнять новые разработки по Г.С. Альтшуллеру.