Формирование педагогических методик в педагогике XIX века по современной оценке В.М. Розина

«В качестве эмпирического материала удобно взять методические пособия по обучению математике, так как они являются в значительной мере образцом методик, и вот почему.

Представление о методике сформировалось первоначально в 70-х годах XIX столетия именно в педагогике математики и затем в XX веке было распространено на другие виды практики.

Сфера обучения математике является типичной для современных видов деятельности, практикующих методики: в ней еще в прошлом столетии сложилась массовая деятельность, произошло разделение труда, выделились позиции практика-учителя и обслуживающих его работников. В упорядочении преподавания большую роль сыграла школьная организация (администрация). Наконец, конкретные методики обучения математике достигли не только развитой формы своего культурного существования, но, как мы покажем дальше, неоднократно завершали свое развитие, предоставляя место другим конкретным методикам обучения математике. Этот момент крайне интересно проанализировать, он должен помочь в решении проблемы эволюции методики.

До 70-х годов XIX века в русской педагогической литературе встречались переведённые с немецкого языка выражения: «методическое руководство» - 1836 г.; «методическая инструкция», «методическая последовательность» - 1825 г. В 70-80-х годах в работах В. Евтушевского, В. Латышева, В. Воленса, А. Гольденберга появляется термин «методика» (арифметики, геометрии, оснований учебного предмета, предмета обучения).

Однако в значении, близком к современному, это слово еще употребляется наравне с терминами «руководство», «методическое руководство». Но именно к семидесятым годам относятся первые обсуждения методики и ее назначения. В плане терминологии нетрудно заметить связь методики с методом (кстати, она может быть прослежена исторически).

В середине XIX века в педагогическую литературу входит термин метода.

Именно методы обучения математике обсуждались и задавались в многочисленных руководствах, инструкциях и, позднее, методиках. К началу XX столетия представление о методе тесно связывается с представлением научного метода (метода вообще), и где-то в середине века метод постепенно вытеснил методу.  […]


Под методикой понималось руководство, задающее, так сказать, оптимальный, наиболее целесообразный способ преподавания, удовлетворяющий определенному закону. Поскольку цель обучения видели в развитии человека (его духа, мышления, чувств), а само развитие рассматривали как происходящее в результате усвоения научных предметов, постольку обучение считалось оптимальным в том случае, если приёмы и способы преподавания опирались, с одной стороны, на законы развития человека (их описывали философия и психология), а с другой - на закономерную связь содержаний в научных предметах.

«Но вот Песталоцци, используя свой принцип наглядности и индивидуального развития, требовал, чтобы преподаваемые предметы сообщались ученикам не иначе, как сообразно психологическому закону, тем самым им было положено основание «истинной элементарной методе», которой отдельные предшествующие ему педагоги (Базедов, Зальцман, Рохов) напрасно доискивались» (Паульсен И.И., Арифметика по способу Грубе, М., 1872 г., с. 1).

Суммируем теперь все наши предположения и соображения.
Итак, можно говорить о четырёх основных смыслах понятия «методика»:

- идея определённой организации предметного материала;

- идея нормативности методики;

- идея обоснованности методики;

- идея общезначимости методики».

Розин В.М., Методология: становление и современное состояние, М., «Московский психолого-социальный институт», 2005 г., с. 310-311 и 318.


Что такое современная «методика» по определению экспертов «ТРИЗ-ШАНС».

Методика мозгового штурма по Алексу Осборну.

Обзор профессиональных методик креатива по И.Л. Викентьеву.