Исключение возможных рисков и ошибок
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
Исключение возможных рисков и ошибок
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
«В самом конце прошлого века адмирал С.О. Макаров поставил перед собой задачу огромной важности: выработать правила борьбы за жизнеспособность поврежденных морских судов.
Известно, что нередко в результате аварии суда получают пробоины в днище или бортах.
В результате трюм судна заполняется водой, и судно накреняется в ту сторону, с которой получена пробоина. Уже давно человечество выработало действенную меру борьбы с полным затоплением трюма: судно разделятся водонепроницаемыми перегородками на отсеки. Получив пробоину, судно получает порцию воды в один, два или три отсека.
Остальная же часть трюма остаётся свободной от воды. Но при этом судно получает крен, который мешает нормальной работе команды и грозит опрокидыванием, особенно при волнении.
Для того, чтобы избежать этой опасности, рекомендуется уже сознательно затоплять отсеки с другой стороны. Таким образом удается выровнять судно и сохранить его устойчивость.
Но решение приходится принимать в грозный момент, когда гибель грозит судну, и экипажу. История мореплавания сохранила множество эпизодов, когда капитан, растерявшись, отдавал приказ о затоплении не тех отсеков, только увеличивая крен судна, и оно погибало, перевернувшись килем вверх.
Я вспоминаю, что в 1926 г. газеты мира обежало сообщение гибели французского линкора в гавани г. Тулон - основной стоянке военно-морского флота Франции. В начале учений, при развороте, один корабль неудачно осуществил эту операцию и пропорол борт линкора, на котором адмирал флота поднял свой флаг. Судно получило пробоину почти мгновенно накренилось. Адмирал, не дожидаясь команды капитана, приказал затопить отсеки, но ошибся, и затопили не те, которые было нужно. Крен увеличился. Тут вступил в исполнение своих функций командир корабля и тоже ошибся. В результате корабль перевернулся, похоронив около двух тысяч человек команды.
С.О. Макаров внёс простое предложение: заранее в спокойной обстановке за письменным столом произвести необходимые расчёты для определения крена корабля при получении той или иной пробоины, а также разыскания оптимальной, системы затопления других отсеков. Все эти расчёты сводились в легко просматриваемую таблицу.
В результате капитану не нужно было искать решение в самый неподходящий момент - момент аварии. Решение уже было подсчитано заранее. Эти таблицы получили название «таблиц непотопляемости судов».
Для ряда кораблей русского военно-морского флота сам Макаров составил такие таблицы, и во время неудачного сражения при Цусиме благодаря им многие из судов сохранили свою боеспособность и плавучесть, несмотря на огромные повреждения.
Теперь таблицами непотопляемости снабжается каждое судно. Они спасли тысячи жизней и огромные материальные ценности».
Гнеденко Б. В., О математике, М., «Урсс», 2000 г., с. 14-15.