«Без знания законов мышления сейчас уже невозможно совершенствовать систему обучения.
А законы деятельности человеческого мозга - сфера кибернетики. Значит, наш Совет должен обеспечить развитие психологии.
Не только психология, но и педагогика лежит в глубоком штиле вот уже двадцатый век. Она почти совсем не изменялась. Как учились наши деды, так учимся и мы. Но если деды и отцы могли пользоваться одними и теми же учебниками, а знаний, приобретённых в молодости, им хватало на всю жизнь, мы, и тем более наши дети, должны учиться непрерывно, до конца дней. Учиться совсем иначе, иными методами, в другом темпе. Ведь сейчас ученику излагают лишь фактические сведения. Его начиняют невероятным объёмом информации, но не учат думать.
Бытующий способ преподавания подобен самому примитивному и жестокому способу обучения плаванию: бросить ребёнка в воду, пусть сам справляется. Впрочем, доля здравого смысла в таком способе есть: даже если человека ничему не учить, у него всё равно накопится жизненный опыт, его мозг сам собой научится думать. Но такой способ - страшное расточительство.
- Мы должны научить человека думать более экономно, - продолжает убеждать кого-то на другом конце провода Берг. - Более эффективно управлять процессом его мышления. Направлять, программировать работу его мозга так, чтобы дистанцию от открытия к открытию он проходил скорее и озарения стали уделом не только счастливых одиночек. Это задача науки об управлении, задача кибернетики, с помощью которой психология и педагогика обретают второе дыхание. Надо учить человека мыслить.
Мы должны всерьёз заняться проблемой программированного обучения.
Так на заседании секции психологии Совета по кибернетике я ещё раз услышала термин «программированное обучение». (Строго говоря, идея программированного обучения были выдвинуты американцем - Берресом Скиннером ещё в 1954 году, а не Советом по кибернетике в СССР - Прим. И.Л. Викентьева).
- Я услышал о программированном обучении не многим раньше Вас, - говорил мне Берг после заседания, - и, признаться, был покорён этой проблемой. Какое дерзкое намерение - повысить эффективность работы мозга».
Радунская И.Л., Четыре жизни академика Берга, М., «Московские учебники и Картолитография», 2007 г., с. 389.
Существует ли неуправляемость мышления по оценке А.И. Берга?