Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Капитолий - здание Конгресса США на Капитолийском холме в Вашингтоне
В 1793 году первый камень в основание Капитолия был заложен Джорджем Вашингтоном.
Изначально Капитолий / Capitolium - один из холмов Рима, где высшую точку занимал храм Юпитера, где стояли статуи Юноны и Минервы. Одно время этот храм играл роль политической и культурной жизни древних римлян.
«Это мощное сооружение с большим куполом в центре раскинулось на холме в восточной части Национальной аллеи. Его второе, не менее, а скорее, даже более известное название - Капитолий. Оно было дано ему по настоятельному предложению Томаса Джефферсона, одного из «отцов-основателей» США, третьего американского президента.
С самого начала строительства нового государства его основатели задали себе самую высокую планку - сделать Америку «сияющим городом на холме», образцом свободы и процветания в мире.
Неудивительно, что и для здания, где должен был разместиться американский парламент, Джефферсон взял имя, ассоциирующее новую страну с Римской империей, самым мощным государством древнего мира, просуществовавшим 2000 лет (если считать Византию его продолжением). Капитолийский холм - самый древний в Риме, на нём, по преданию, жили основатели великого города, республики и империи. Здесь же некогда стоял храм, посвящённый Капитолийской триаде - трём основным древнеримским божествам: верховному богу Юпитеру, его супруге богине Юноне, покровительнице государства и семьи, и их дочери Минерве, богине мудрости, торговли и ремёсел. Такую вот далеко идущую культурно-идеологическую ассоциацию заложил Джефферсон в название этого здания больше чем 200 лет назад. […]
Прогулка по коридорам первого этажа оставляет ощущение того, что гуляешь не в здании действующего органа государственной власти, а в роскошном дворце, как, например, Версаль, Фонтенбло или Екатерининский дворец в Пушкине. Просторные коридоры и холлы первого этажа украшены великолепными фресками, на которых видишь то диковинные растения, то подобие средневековых витражей, то изображения античных богов. Большую часть этих фресок создал американский художник XIX века Константино Брумиди, уроженец Италии. Своё искусство он оттачивал, расписывая покои пап и кардиналов в Ватикане, а также интерьеры вилл римской знати. В его память коридоры на первом этаже получили название «коридоры Брумиди». Многие из фресок очень символичны. Так, например, над входом в зал, где раньше проходили заседания комитета по военным делам, изображена Беллона, древнеримская богиня войны. А над входом в зал, где проходят заседания сенатского комитета по законодательству, помещена фреска «Власть сверяется с законом»: сидящая на троне величественная дама с мечом в руках, олицетворяющая власть, внимательно изучает страницу толстой книги, которую держит седобородый мудрец. Намёк более чем ясен: прежде чем размахивать мечом, полезно сначала ознакомиться с законом. Напоминание для исполнительной власти совсем нелишнее. А то слишком часто она действует по известному принципу - «При хорошем состоянии амуниции как презренны всяческие конституции».
Над дверью в зал, в котором проводятся заседания комитета по патентам, Брумиди поместил фрески с портретами трёх известных американских ученых и изобретателей - Джона Фитча (построил и запатентовал первый пароход), Роберта Фултона (изобрел первый колесный пароход и подводную лодку) и Бенджамина Франклина (выдвинул идею электрического двигателя, предложил идею громоотвода, изобрёл малогабаритную печь для дома, получил патент на кресло-качалку). Он также увековечил на своих фресках многих героев войны за независимость США и видных политиков XIX века. Уже позже, в XX веке в коридоры были добавлены фрески, изображающие такие знаменательные страницы американской истории, как первый в истории беспосадочный перелет через Атлантический океан, осуществлённый американским пилотом Чарльзом Линдбергом, высадка на Луне, портреты членов команды космического корабля «Челленджер», погибших во время его катастрофы в 1986 году.
Но главные достопримечательности интерьера Капитолия расположены на втором этаже.
Роспись купола Капитолия, Ротонды, считается главным достижением Брумиди. В центре фрески «Апофеоз Джорджа Вашингтона» изображён первый президент США, возносящийся на небеса в окружении богини Свободы и богини Победы. Их сопровождают 13 дев, символизирующих число первых штатов, вошедших в состав США.
По нижнему краю фрески расположились 6 живописных групп, аллегорически изображающие важные страницы истории и развития страны. Представляющая «Аллегорию Войны» Вооружённая Свобода с мечом и щитом в руках грозит перепуганным старцам с отталкивающими физиономиями, точно сошедшими с полотен Босха, символизирующим Королевскую власть и Тиранию. Суровой Свободе активно помогает сошедший с государственного герба США белоголовый орлан, несущий в лапах стрелы и молнию.
«Аллегория Науки» изображает богиню Мудрости Минерву, почему-то в боевом шлеме и с копьём, указывающую на электрогенератор и печатный станок, и объясняющую что-то Бенджамину Франклину, Роберту Фултону и Сэмюэлю Морзе (изобретателю телеграфного аппарата и «азбуки Морзе»), Два подмастерья тут же реализуют полученные божественные ценные указания. В «Аллегории Моря» бог Нептун, сидящий в повозке в виде большой раковины, наблюдает за тем, как богиня Венера (богиня любви, но рождённая в море) укладывает трансатлантический телефонный кабель; вдали видны дымящиеся трубы парохода, который скоро догонит повозку Нептуна, влекомую морскими лошадьми. «Аллегория Торговли»: бог Меркурий в своём традиционном облачении - крылатом шлеме, сандалиях-скороходах и с жезлом в руках - вручает мешочек с золотом Роберту Моррису, финансисту, занимавшемуся вопросами обеспечения американской армии периода войны за независимость. С такой поддержкой у Британии не было никаких шансов удержать власть над североамериканскими колониями. «Аллегория Механики»: Вулкан, бог огня и обработки металлов, позирует, опираясь на наковальню, на фоне паровой машины. Оператор этой машины, похожий на Вулкана как брат-близнец, Чарльз Томас, инженер, отвечавший за сооружение металлической конструкции купола Капитолия. «Аллегория Сельского хозяйства»: Церера, римская богиня плодородной нивы, с венком из колосьев пшеницы на голове, восседает на механической жатке, изобретённой американцем Сайрусом Маккормиком. Рядом с ней женская фигура в красном колпаке (символ свободы) держит в руках поводья рвущихся вперед лошадей. Не обращающая на них никакого внимания богиня Флора с умилённым выражением лица собирает цветы для своего букета прямо из-под колёс жатки.
Роспись Ротонды дополняет фриз, идущий по всему периметру её нижней части. Он изображает 19 сцен из истории американского континента, написанных в стиле классицизма, среди которых такие как открытие Христофором Колумбом Америки, Эрнан Кортес в Мексике, высадка первых поселенцев на территории Северной Америки, декларация независимости США, вход американской армии в Мехико (во время американо-мексиканской войны в середине XIX века), золотая лихорадка в Калифорнии, гражданская война в США между Севером и Югом, зарождение авиации. Все эти сцены были написаны в период конца XIX и первой половины XX века, но оставляют ощущение гораздо более старой строгой классики. […]
К югу от Ротонды находится Национальный зал статуй. Начало ему было положено в 1864 году, когда каждому из американских штатов было предложено установить в этом зале по две статуи граждан, которых каждый штат считает в наибольшей степени заслужившими такого почета. Штаты действовали неспешно, и общая квота была заполнена лишь к середине 1990-х годов. Зал смог вместить лишь 38 статуй, а остальные 62 расставлены по коридорам второго этажа. Познакомиться с тем, кого разные штаты выбрали в качестве своих выдающихся сограждан, очень интересно и сильно помогает в понимании менталитета американцев. Конечно, среди мраморных посланцев штатов преобладают государственные и общественные деятели, такие как президенты Джордж Вашингтон, Эндрю Джексон, Дуайт Эйзенхауэр и Рональд Рейган, члены федерального правительства, губернаторы и члены Конгресса, военные, деятели культуры (среди которых почему-то едва ли не 90 % являются скульпторами), деятели церкви, представители коренного населения Америки, несколько учёных, космонавт. Но есть и люди, увековечивание памяти которых, на мой взгляд, свидетельствует об очень здоровом состоянии общественного мнения в стране.
Например, одной из двух представителей штата Алабама в зале статуй является Хелена Келлер (1880-1968). В возрасте полутора лет в результате тяжелой болезни она оглохла, ослепла и потеряла способность говорить. Несмотря на это, при поддержке своей учительницы она научилась общаться с окружающим миром с помощью осязания, азбуки для слепых и специальной пишущей машинки. Она не только закончила школу, но с отличием закончила и колледж (напомню, это был конец XIX-начало XX века) Приняла активное участие в движении за права женщин, инвалидов, совершила много поездок как по территории США, так и за рубеж, оставила после себя автобиографическую книгу «История моей жизни». […]
А ещё - посмотрите на барельефы, украшающие стены зала, в котором заседает Палата представителей, нижняя палата Конгресса. Напротив места спикера находится барельеф, изображающий в полный рост Моисея, а по сторонам от него идут барельефные портреты таких исторических личностей как реформаторы государства и права в античной Греции Ликург и Солон; римские юристы Гай и Папиньян; византийский император Юстиниан, автор свода законов; реформатор многих государственных институтов Османской империи султан Сулейман Великолепный; Симон де Монфор, созвавший первый английский парламент, ставший первым парламентом в европейской истории; голландец Гуго Гроциус, один из авторов «естественного права»; Наполеон Бонапарт, проявивший себя не только великим полководцем, но и создавший свод законов («кодекс Наполеона»), по которому и сейчас в немалой степени живёт Франция и ряд других европейских стран.
Всего в зале находятся барельефы 23 исторических личностей такого масштаба. На такие личности ориентируют себя члены Палаты представителей. Соответствовать этому уровню, конечно, сложно и далеко не всегда получается. Об этом, например, свидетельствует неуступчивость конгрессменов от республиканской и демократической партий летом 2011 года на переговорах о дефиците федерального бюджета, что создало угрозу технического дефолта США».
Беликов И.В., Америка – не только доллар, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 22-26.