Креативное (созидательное) мышление по гипотезе А.Л. Шамиса

«Второй вариант творческого мышления относится к случаю, когда искомый путь между очагами возбуждения в нейронной модели среды отсутствует, а в самой среде существует или может возникнуть в результате направленного преобразования среды.

Конкретный простой пример - это ставящаяся перед обезьяной задача: достать высоко подвешенный банан, для решения которой нужно представить, а затем построить сооружение из находящихся в помещении ящиков. (Животные, в первую очередь приматы и дельфины, могут решать не очень сложные творческие задачи.)

Отсутствие пути в модели проблемной среды, если в самой среде искомые ситуации и/или переходы между ситуациями существуют, означает, что модель не полна и её нужно достраивать. Когнитивное (познавательное) и креативное (созидательное) мышления трудно разделимы. Как, впрочем, и все другие условно выделяемые типы мышления.

Достройка модели в обычном случае - это отображение в ней конкретной среды в процессе её изучения либо направленного изменения, т. е. отображение непосредственно воспринимаемых органами чувств новых объектов, ситуаций и действий. Достройка модели может происходить и при умозрительном перцептивном или абстрактном конструировании. В этом случае воображение поставляет требующие проверки гипотезы. При творческом мышлении достройка модели может состоять не только в отображении конкретных или абстрактных новых объектов, ситуаций и действий, но и в построении отсутствующих связей между объектами модели, а также в построении обобщений и укрупнений, т. е. в переходах между частными явлениями и их обобщениями (индукция, дедукция) и между частями и целым (синтез, анализ).

Примером такого творческого мышления является построение научной теории. Процесс мышления всегда основывается на умозрительной работе модели среды, т. е. на воображении.

Творческое мышление первого типа так же, как и простое репродуктивное мышление, использует процесс, который может быть назван умозрительным моделированием.

Творческое мышление второго типа (креативное) использует процесс, который может быть назван умозрительным конструированием.

В творческом мышлении первого типа важное значение имеет случайное возбуждение необходимых нейронных ансамблей. Точно так же случайность и инсайт участвуют и в креативном мышлении.

Однако вероятности возбуждений нужных нейронных ансамблей всегда зависят от существующих знаний (существующей модели проблемной среды) и от проделываемой направленной умственной работы.

Построение обобщений в общем творческом случае не должно сводиться к перечислению прецедентов, т.е. к построению объединения частностей на основе логической функции «ИЛИ», а должно фактически состоять в создании теории. Построение укрупнений в общем творческом случае не должно сводиться к перечислению частей целого, т. е. к построению объединения элементов на основе логической функции «И», а должно состоять в отображении взаимосвязей частей между собой, в предсказании качеств целого и в отображении взаимосвязей между частями и качествами целого. Полная реализация и того, и другого в нейронной модели проблематична.

У человека построение обобщений и укрупнений происходит как в словесно-логической (понятийной), так и в чувственно-образной частях общей модели проблемной среды. В словесно-логической части (в левом полушарии) строится иерархия понятий, в чувственно- образной части (правое полушарие) строятся конкретные и обобщаемые образы. Обе части модели работают вместе и согласованно. Если нет патологии, то параллельной независимой работы, которая могла бы приводить к раздвоению личности, не бывает.

Образные представления помогают формированию понятийных представлений и, как правило, опережают их. С образно-чувственным представлением объектов, ситуаций, действий и процессов в первую очередь связывается их эмоциональная оценка. С образными представлениями чаще всего связано построение гипотез, с понятийными представлениями - проверка гипотез.

Таким образом, понятийные и образные представления работают совместно и дополняют друг друга.

Второй вариант творческого мышления чаще всего реализуется в науке и искусстве. При этом, если наука ориентируется, в первую очередь, на словесно-логическую понятийную модель, формируя в ней свои результаты и используя образную модель как вспомогательную, то искусство ориентируется, в первую очередь, на чувственно-образную модель, формируя в ней свои результаты и используя словесно-логическую модель как вспомогательную.

Особенность искусства состоит в том, что это не просто процесс творчества создателя художественного произведения, но и средство приобщения к процессу сотворчества других людей (зрителей, слушателей, читателей), помощь в формировании в их моделях мира эмоционально окрашенных образов и связей между ними в образной модели, помощь в обобщении образов, помощь в образовании и обобщении понятий и помощь в образовании связей между образами и понятиями.

Наиболее простые естественные примеры сотворчества даёт театр. Для этого вида искусства характерно то, что процесс творчества актёра и сотворчества (зрителя, слушателя) часто, хотя и не всегда, совпадают во времени. В других видах искусства, когда создание и восприятие произведения разнесены во времени, если произведение понимается, то также происходит процесс сотворчества.

В творчестве много общего с простым мышлением. Так же, как и при простом мышлении, процесс запускается от очагов возбуждения. Так же ищутся или строятся в модели проблемной среды пути между очагами возбуждения. Так же, как и при простом мышлении, ведущую роль играет эмоциональная оценка, связывающаяся, в первую очередь, с гашением очагов возбуждения. Именно поэтому как художественное и научное творчество, так и просто изобретательство сопровождаются сначала мучениями, вызываемыми возникновением стабильных интенсивных очагов возбуждения, а затем получением положительных эмоций при их гашении.

Точно так же возникновение очагов возбуждения и их гашение, сопровождаемое получением положительных эмоций, происходит в процессе сотворчества зрителя, слушателя, читателя.

Для первого варианта творческого мышления, соответствующего случаю, когда искомый путь между очагами возбуждения в модели проблемной среды существует, но лежит за пределами зоны ассоциативно-смысловой предактивации, определенные конструктивные предположения о соответствующих модельных нейронных механизмах построить можно. Некоторые предварительные, безусловно, требующие уточнения предположения приведены выше.

В то же время нужно ещё раз подчеркнуть, что пока ещё нет конструктивных (потенциально моделируемых) представлений о том, как на уровне активных нейронных механизмов происходят процессы творческого мышления во втором описанном случае, т. е. процессы, связанные с умозрительной достройкой иерархической модели проблемной среды, включающей построение обобщений и укрупнений».

Шамис А.Л., Пути моделирования мышления: активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманимем», М., «КомКнига», 2006 г., с. 273-277.

 

Творческий поиск по гипотезе А.Л. Шамиса.