Творческий поиск по гипотезе А.Л. Шамиса

«К творческому практическому (поведенческому) мышлению, во-первых, будем относить случаи, когда искомый путь между очагами возбуждения в модели проблемной среды существует, полежит вне зоны ассоциативно-смысловой предактивации. Этот случай можно назвать творческим поиском.

Типичный простейший пример расширения зоны ассоциативно-смысловой предактивации - это задача: построить четыре равносторонних треугольника из шести спичек, требующая для своего решения перехода от представлений на плоскости к представлениям в трёхмерном пространстве.

Если искомый путь в модели проблемной среды существует, но находится вне зоны прямой ассоциативно-смысловой предактивации, то выход на него, т. е. возбуждение соответствующих не предактивируемых нейронных ансамблей, затруднён и является случайным событием, вероятность которого меньше, чем вероятность возбуждения предактивируемых нейронных ансамблей.

Кроме того, в соответствии с принципом доминанты А.А. Ухтомского и по некоторым модельным гипотезам, от доминантных очагов возбуждения не только передаются активирующие воздействия на все ансамбли, которые имеют прямые ассоциативные и смысловые связи с возбужденными, но также передается и торможение на все другие ансамбли. В результате возбуждение от внутреннего шума (перемешивания) оказывается недостаточным для активации нужных нейронных ансамблей.

Такая ситуация может порождать «зацикливание», выражающееся в последовательном повторном возбуждении одних и тех же нейронных ансамблей, относящихся к зоне ассоциативно-смысловой предактивации. Это часто и происходит у человека при решении трудных задач. Выход из зацикливания и активация искомого нейронного ансамбля соответствует состоянию, которое в психологии называется инсайтом, или озарением.

Факторов, способствующих возникновению инсайта, несколько.

Во-первых, это повышение порога возбудимости у интенсивно работающих нейронов, входящих в ансамбли зоны ассоциативно-смысловой предактивации. Это происходит при интенсивной повторяющейся работе над решаемой задачей.

Во-вторых, это, часто случайное, получение дополнительных возбуждений на нейроны искомого ансамбля через не прямые, иногда достаточно отдаленные ассоциации, зависящие от накопленной в модели среды информации. Эти дополнительные возбуждения могут создаваться слабо возбуждёнными и не выходящими на уровень сознания нейронными ансамблями. Последнее можно интерпретировать как влияние подсознания.

В-третьих, таким фактором может быть случайное внешнее возбуждение.

Вероятность инсайта повышается и за счёт интуиции, состоящей в замыкании пути в модели через слабо возбужденные и не выходящие на уровень сознания нейронные ансамбли (смысловые элементы). Интуиция делает поиск более направленным, вспомните: «мне кажется, или интуиция мне подсказывает, что в этом что-то есть». Правда, интуиция, т. е. связь между нейронными ансамблями через ансамбль, слабо возбужденный и не выходящий на уровень сознания, может оказаться и ложной.

Таким образом, инсайт - это случайное событие, вероятность которого повышается при совпадении во времени перечисленных факторов со случайным возбуждающим воздействием, поступающим от внутреннего «шума» или «перемешивания».

Результат выхода за пределы ассоциативно-смысловой зоны поиска, приводящий к решению творческой задачи, запоминается в модели проблемной среды путём образования новых связей между нейронными ансамблями. На этой основе новые сходные задачи могут решаться проще с использованием более широкой области ассоциативно-смысловых связей.

Творческому мышлению первого типа часто помогает и искусство. При восприятии произведения искусства может происходить процесс сотворчества, приводящий к расширению стандартных ассоциативно-смысловых связей. Это может происходить как в образной (в первую очередь) и словесно-логической частях модели среды, так и в связях между ними».

Шамис А.Л., Пути моделирования мышления: активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманимем», М., «КомКнига», 2006 г., с. 271-273.

 

Креативное (созидательное) мышление – по гипотезе А.Л. Шамиса.