Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Приемы организации трудаПриемы организации своего творческого труда
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Приемы организации трудаПриемы организации своего творческого труда
X
«- А как у Вас складывались отношения со сверстниками?
- Летом мама отправляла меня в пионерский лагерь, и тогда наставали тяжёлые времена. Дело в там, что я был толстоватым мальчиком, что делало из меня предмет насмешек и даже травли. Особенно усердствовали девочки. Они, помнится, подбегали ко мне и дразнили: «Жира-пуп, жира-пуп, жиромясокомбинат!», да ещё и щипали при этом. А я не знал, что мне делать, так как мой отец строжайше запрещал мне бить девочек.
Однажды я сидел перед палатой, ожидая, когда же, наконец, девочки уснут, и плакал. Пионервожатая, проходя мимо, спросила меня, почему я плачу. Я ей рассказал всё. Она мне посоветовала: «А ты её ударь, ту, которая станет снова приставать!». Я был очень удивлён. «А что, разве девочек можно бить?». «Можно, - ответила вожатая, - а иногда даже нужно!». - «Но они же прибегут к Вам жаловаться!» - «А мы им добавим!».
Я до сих пор помню этот свой удар. Девочка была страшно удивлена. И всё кончилось. Мигом всё стало известно всем, и больше ни одна девочка меня не дразнила. К сожалению, с пионервожатой я больше не встречался. А мне бы расцеловать её в знак благодарности за то, что она для меня сделала. […]
- А как в техникуме складывались отношения со сверстниками - ведь эти ребята росли в условиях безотцовщины. Как они воспринимали парнишку, читавшего Шекспира и Гёте?
- К сожалению, сначала отношения складывались не лучшим образом. Там меня били, теперь уже всерьёз, били в самом буквальном смысле. В техникуме сложилась студенческая мафия, которая считала своим долгом всех держать в страхе, а я не хотел покоряться.
Но однажды я встретил знакомого, который сказал мне, что во Владивостоке есть такое учебное заведение - Дальневосточный политехнический институт, в котором нет никакой мафии. Там студентов не бьют, а только учат. И мне захотелось в этот институт. После окончания первого курса морского техникума, летом 1943 года, я пришел в приёмную комиссию института и попросил принять меня. Надо мной посмеялись: вот окончи свой морской техникум, попади в заветные 5% лучших выпускников, и тогда мы тебя, может быть, примем. Я чуть не плакал. Члену комиссии стало жалко меня, и он сказал: «Ладно, принеси аттестат об окончании средней школы».
Хотя такого аттестата у меня не было - ведь за плечами только семилетка, я вышел окрылённый.
У меня в запасе было целых 3 месяца! За это время можно было бы сдать экзамены экстерном. Половину отпущенного срока я думал потратить на английский язык, который мне плохо давался. Английским я решил заниматься с преподавателем. А математические предметы давались мне легко. Основная трудность, думал я, - предметы типа органической химии: надо было запомнить огромное количество формул всяческих реакций.
- Но ведь это почти неразрешимая задача - за 3 месяца пройти 3 класса школы!
- Было трудно, даже очень трудно. Но я не пасовал, находил выходы. Например, значительную часть органической химии изложил стихами - так было легче её запомнить.
Кое-что помню и до сих пор:
«Давай возьмем дибромпропан, бром с краешков находится.
Подействуем мы натрием, и бром он отберёт.
Получим мы молекулу с цепью новой, замкнутой.
Циклопропан, триметилен названье веществу».
И вот я начал сдавать экзамены экстерном при 1-й Центральной школе, где нашёл полное понимание со стороны завуча этой школы, спасибо ему. Сдаю химию, получаю великолепную пятёрку. На всю тригонометрию за 10-й класс у меня было всего несколько часов. Сдал её тоже на 5 баллов, как и все остальные предметы математического цикла. Единственная четвёрка была по истории. Экзаменовал меня по этому предмету сам директор школы, он не смог поставить «этому выскочке» пятёрку. Сдав экзамены за 8-й, 9-й и 10-й классы, я узнаю, что этого не нужно было делать - достаточно было сдать только за 10-й».
Последнее интервью А.И. Уёмова, журнал «Вопросы философии», 2013 г., N 1, с. 118-119.