Формирование ненаучного / дефективного мировоззрения по оценке А.С. Запесоцкого

«… философия современного нам слоя, правящего Россией, абсолютно ненаучна и не имеет ничего общего с нашей с вами философией. С той философией, которая является стержнем мирового культурного развития.

Российский правящий слой - особый жизненный мир, который обладает дефективным мировоззрением, дефективной философией. Что и делает любые его усилия губительными для страны. Попросту говоря, эти люди убеждены, что являются самыми умными, что они являются носителями абсолютных истин. Увы, это не так. Их заблуждения исключительно опасны. И как вести с ними диалог - вопрос, не имеющий пока ответа.

Чтобы быть правильно понятым, хочу подчеркнуть, что всё сказанное мною не распространяется на Владимира Путина, Дмитрия Медведева и Валерия Шанцева, проявившего исключительное гостеприимство к участникам VI Российского философского конгресса.

Развал системы образования, который приобрёл в России последнего десятилетия поистине трагический характер, во многом определяется пренебрежением чиновничества к традиционной философии.

Сегодня страна впадает в дремучее невежество. Престиж знаний обрушился в обществе на уровень допетровских времен. Характерно, что по последним опросам социологов свыше 93% жителей России не могут назвать ни одного современного учёного. О Дмитрии Лихачёве и Жоресе Алфёрове слышали порядка 1% наших сограждан.

Если люди ещё понимают, почему день сменяет ночь, то уже мало кто способен объяснить причины смены времён года. Многие живущие сейчас в России люди искренне убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли. По последним опросам, так считает свыше 30% наших сограждан.

Один из центральных тезисов моего доклада: важнейший результат реформ последних двадцати лет - превращение нашей системы образования в набор обучающих учреждений. Как известно, образование должно осуществляться в неразрывном единстве обучения и воспитания. Обучение без воспитания не может быть эффективным в принципе, однако функция воспитания отдана чиновниками на откуп социальной среде, которая, в свою очередь, функционирует теперь под управлением федеральных каналов телевидения. Телевидение в постсоветский период стало главным воспитателем масс.

И оно пропагандирует, навязывает стране весьма убогую философию: «Деньги - главная ценность». Соответственно, образование - это услуга. В этой ситуации дошкольные учреждения становятся местом, где детей кормят и присматривают за ними, школы - коммерческими центрами, где учителя зарабатывают на учениках, вузы - корпорациями по оказанию платных услуг, а аспирантура и диссертационные советы - своего рода магазинами, торгующими кандидатскими и докторскими дипломами. Именно это видится правильным правящему слою.

Как известно, мощная сеть дошкольных учреждений, созданная в СССР, в 1990-е гг. была практически уничтожена и теперь с большим трудом восстанавливается, в основном - для состоятельной части населения.

Школа как институт социализации в ходе реформ последних лет вошла в системную деградацию. Приведём один характерный пример. При нашем университете - базовой площадке Российской академии образования - существует гимназия. В неё поступают школьники из примерно 50 регионов страны. И каждый год перед началом занятий для них проводится стартовая диагностика. Выясняется, насколько реально обеспечены знаниями оценки, с которыми дети пришли из других школ. 5-6 лет назад при среднем балле региональных школ 4,2 реальные знания поступающих в нашу гимназию учеников соответствовали в среднем оценке 3,8.

Теперь «на входе» - дети с тем же средним баллом 4,2, а обеспеченность оценок знаниями уже совсем другая - 2,8.

По нашим наблюдениям, сегодняшний отличник не дотягивает до «хорошиста» 1980-х гг.

Получается, что в среднем из российских школ выходят недоучки, невежды. К начальным, простейшим формам научной работы под руководством педагога оказываются готовы всего примерно 30% старшеклассников. Остальные 70% в лучшем случае могут пересказать информацию, полученную от учителя или из учебника. Они легко заимствуют тексты из Интернета, но не способны подвергать их простейшему анализу. А ведь речь идёт о детях, стремящихся к поступлению в университет!

Тесты психологов показывают резкое падение мотивации школьников к труду, к соблюдению дисциплины. Коллективизм уступает место индивидуализму. Исчезает сострадание, взаимопомощь. Возрастает душевная чёрствость, жестокость, стремление к подавлению окружающих на пути к личному успеху.

Таковы результаты реформирования российской школы».

Запесоцкий А.С., Философия образования и проблемы современных реформ, журнал «Вопросы философии», 2013 г., N 1, с. 25-26.

 

 

Бытовое и научное мировоззрение