Почему люди не всегда и не везде демонстрируют высшие стадии мышления? - по оценке Жана Пиаже


Жан Пиаже исследовал стадии формирования интеллекта у детей и выяснил, что примерно после 11 лет, когда «… подростки заранее обдумывают различные возможности, заложенные в ситуации, а затем систематически их проверяют, они работают, подобно настоящим учёным.

Например, девочка-подросток может решить проверить свойства новой земли для посадки растений.

На уровне формальных операций она не просто кладет новую землю в горшок с одним растением, а старую - в горшок с другим; она рассматривает и прочие возможности. Возможно, эти два растения в любом случае достигли бы различной высоты, из-за индивидуальных различий, поэтому она берёт несколько растений и изучает средний эффект, даваемый каждой землёй. Возможно, солнечный свет также оказывает влияние, поэтому она удостоверяется, что все растения освещены одинаково. Возможно, важно также количество воды, поэтому она осуществляет контроль и за этой переменной. Сущность подобных рассуждений в том, что человек систематически обдумывает гипотезы. Он не просто пробует новую
возможность, а изолирует одну из гипотез, контролируя воздействия других возможных переменных. […]

Весьма интересным является следующий факт: большинство взрослых, как правило, не демонстрируют высших стадий формальных операций при выполнении стандартных заданий Пиаже. Большинство взрослых, принадлежащих к среднему классу, используют формальные операции только иногда, а во многих маленьких деревнях и племенных сообществах многие взрослые практически никогда не пользуются какими-либо из формальных операций. Эти данные не противоречат в обязательном порядке теории Пиаже. Отсутствуют теоретические причины, по которым все люди обязаны достигать его высших стадий; возможно, их мышление не сталкивалось с достаточными трудностями, чтобы подняться на этот уровень. Тем не менее эти данные озадачивают.

Пиаже (Piaget, 1972) пытался найти объяснение этим фактам. Вероятно, говорил он, большинство людей овладевают в определённой степени формально-операциональным мышлением, но прибегают к формальным операциям преимущественно в областях, связанных с их особыми интересами или способностями. Возможно, автомеханик не рассуждает в формальном, теоретическом ключе о философии или физике, но он всё-таки использует формальные операции, когда выявляет неисправности в автомобиле.

Целеустремлённый студент юридического факультета может и не воспользоваться формальными операциями, когда сталкивается с
какой-то проблемой из области химии, но он сделает это при обсуждении вопросов, касающихся конституции.

Аналогичным образом, Талкин и Коннер (Tulkin & Konner, 1973) допускают, что взрослые в небольших племенных сообществах могут оказаться неспособными продемонстрировать формальные операции при выполнении заданий Пиаже, связанных с математическими и научными рассуждениями, но воспользуются ими, когда будут решать проблемы, имеющие для них жизненную важность.

К примеру, когда бушмены пустыни Калахари обсуждают, как выследить животное, то выдвигают и взвешивают гипотезы в манере, «которая требует использования наивысших логических и аналитических способностей человеческого ума».

Пиаже признавал, таким образом, что на высших стадиях люди не продемонстрируют большого постоянства при выполнении широкого круга интеллектуальных задач - определённо не такую степень постоянства, которую можно ожидать на более ранних стадиях.

Вместо этого люди используют высшие стадии мышления преимущественно в областях своего наибольшего интереса».


Уильям Крэйн, Теории развития. Секреты формирования личности, СПб, «Прайм-Еврознак», 2002 г., с. 174-175 и 187-188.

 

 

Бытовое и научное мышление