Различные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
Различные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
«В начале XX века в России появилось искусство, стремящиеся утвердиться силой, а не художественной убедительностью. (С той поры такого рода искусство не исчезало совсем. Оно процветает и сейчас.)
Всё, что было до него, объявлялось (и объявляется) несостоятельным или «недостаточным» (Бальмонт, Маяковский, Прокофьев и др.).
В то время как, например, Чехову, бывшему колоссальным новатором, можно сказать «революционером» в искусстве по сравнению, например, с Толстым, Тургеневым, Достоевским, не приходило в голову унижать своих предшественников. Тем более - тема «унижения» предшествующей культуры не становилась и не могла стать «творческой» темой, как это было, например, в последующие времена.
На первый план выползает «Я» - художника. Заслоняющее от него весь мир и делающее незначительными все мировые события и всех их участников. Честолюбие становится главным в человеке и главным мотивом творчества.
Особенное раздражение, например, у Маяковского вызывала чужая слава. Вспомним только, как унижались им Толстой, Гёте, Пушкин, Наполеон. Героями становятся только знаменитые люди, неважно, чем они прославились (Геростратизм - в сущности!) и какова была нравственная (этическая) высота деяний, приведших людей к славе.
Я - самый великий, самый знаменитый, самый несчастный, словом, самый..., самый...
Не следует обманываться симпатией, например, Маяковского к Революции, Ленину, Дзержинскому... Это были лишь способы утвердиться в намеченном заранее амплуа, не более того. Эти люди не гнушались любым способом, я подчёркиваю любым, для того, чтобы расправляться со своими конкурентами, соперниками (из литературного мира).
Способов - множество, один из них - близкие, по возможности короткие отношения непосредственно с представителями власти, не из числа самых высоких, а во втором, третьем этажах государственной иерархии. Отсюда - возможность издания самостоятельного печатного органа (например, ЛЕФ!), погромный журнал Брика - Маяковского (вроде листка Отто Штрассера). Маяковский, Мейерхольд и подобные им не гнушались и доносом. См., например, речь Маяковского о постановке МХАТ'а «Дни Турбиных». Донос на Станиславского по поводу спектакля «Сверчок на печи».
Луначарский был совершенно в плену у этих людей. И только Ленин прозорливо рассмотрел это явление и увидел в нём разложение и гибель культуры. См., например, его отношение к скороспело возникшим памятникам Марксу, Кропоткину и др. которые были убраны с улиц Москвы, а потом и Петрограда. Его убийственный отзыв о поэме «150.000.000» («Махровая глупость и претенциозность»). Сия поэма была «подношением» Ленину от группы «Комфут». См. также запрет газеты «Искусство Коммуны», где тот же неутомимый Маяковский призывал «атаковать Пушкина», «расстреливать Растрелли», хорош - каламбур!!!
Дальнейшая эволюция «ррреволюционного» поэта, как называл его Горький, была совершенно естественной. Ибо так говорил Шигалёв: «Начиная с крайней свободы, мы кончаем крайним деспотизмом, но предупреждаю Вас, что другого пути нет». Всё это - метания русского духа».
Свиридов Г.В., Музыка как судьба, М., «Молодая гвардия», 2002 г., с. 100-101.