Открытия в области музыки…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Открытия в области музыки…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Если музыкант - не по внутренней потребности, но лишь по внешней необходимости - вознамерится написать сочинение популярное, общедоступное, он вправе рассуждать следующим образом:
- Понятно ли то, на что обращаешь внимание.
- Бросается же в глаза:
а) ясное (характерное, пластичное, резко очерченное, отделенное от всего остального);
б) часто повторяющееся;
в) не слишком длинное.
- Любое отступление затрудняет понимание.
- Любое отступление, быстро и убедительно доказывающее свою принадлежность к главному, облегчает понимание.
- Нерасчленённое труднее для понимания, чем расчленённое; членение вносит характерность.
- Чрезмерно дробное членение приводит в замешательство.
- Различные члены целого должны выглядеть по-разному, а одинаковые - быть приметно одинаковыми.
- Пространная разработка есть отступление, затрудняющее понимание.
- Глубина разработки не должна нарушать гладкой поверхности.
- Чем быстрее темп звуков и ритмов, тем медленнее должен быть темп структур, мотивов, их разработки, т.е. изложения мыслей.
- Чем больше различий между отдельными фигурами, мотивами с их превращениями, темами и т.д., чем меньше связи между ними, тем труднее для восприятия способ изложения.
- А пластическая выразительность прибегнет к таким деталям, благодаря которым лучше выступит главное».
Арнольд Шёнберг, Афористическое, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 396-397.