Популярное музыкальное сочинение по Арнольду Шёнбергу

«Если музыкант - не по внутренней потребности, но лишь по внешней необходимости - вознамерится написать сочинение популярное, общедоступное, он вправе рассуждать следующим образом:

- Понятно ли то, на что обращаешь внимание.

- Бросается же в глаза:

а) ясное (характерное, пластичное, резко очерченное, отделенное от всего остального);

б) часто повторяющееся;

в) не слишком длинное.

- Любое отступление затрудняет понимание.

- Любое отступление, быстро и убедительно доказывающее свою принадлежность к главному, облегчает понимание.

- Нерасчленённое труднее для понимания, чем расчленённое; членение вносит характерность.

- Чрезмерно дробное членение приводит в замешательство.

- Различные члены целого должны выглядеть по-разному, а одинаковые - быть приметно одинаковыми.

- Пространная разработка есть отступление, затрудняющее понимание.

- Глубина разработки не должна нарушать гладкой поверхности.

- Чем быстрее темп звуков и ритмов, тем медленнее должен быть темп структур, мотивов, их разработки, т.е. изложения мыслей.

- Чем больше различий между отдельными фигурами, мотивами с их превращениями, темами и т.д., чем меньше связи между ними, тем труднее для восприятия способ изложения.

- А пластическая выразительность прибегнет к таким деталям, благодаря которым лучше выступит главное».

Арнольд Шёнберг, Афористическое, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 396-397.