Принципы магического мышления по Джеймсу Фрэзеру

«Анализируя принципы мышления, лежащие в основе магии - говорит Д. Фрэзер, - мы обнаруживаем, что они сводятся к двум:

первый принцип гласит, что сходное происходит от сходного, что следствие подобно своей причине;

согласно второму принципу, предметы, которые однажды находились в длительном контакте или общении между собой, продолжают действовать друг на друга тогда, когда это общение прекратилось». (Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь. Магия и религия).

Мы должны отметить, что эти принципы не носили какого-то мистического характера, а относились, по мнению дикарей, к обычной природной сфере, хотя в то же время они видели её пронизанной сверхприродными существами.

Главной задачей магии было использовать открытые человеком закономерности для своих повседневных нужд и целей.

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому прежде всего магические операции относились к ней. К ней так называемая «промысловая магия» сохранилась и у современных отсталых народов.

Папуасы Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну. 

Колумбийские индейцы в те дни, когда долго нет рыбы, и изготовляютляют чучело рыбы и бросают в реку. Считается, что это должно привести косяки к их берегам. (Джеймс Фрэзер, Золотая ветвь. Магия и религия)».


Александр Мень, История религии в 7-ми томах, Том 2, Магизм и Единобожие: религиозный путь человечества, М., «Слово», 1991 г., с. 52-53.