Развитие эволюционных идей
ЕвгеникаЕвгеника
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
Развитие эволюционных идей
ЕвгеникаЕвгеника
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
«Царь понимал, что покорность македонян временная (Во время своего похода македоняне часто не одобряли решений Александра – Прим. И.Л. Викентьева), ибо он выбрал столицу своего государства, и находилась она отнюдь не в Македонии. Этот выбор помог ему сделать индийский философ - единственное ценное приобретение, привезенное Александром из похода в Индию.
Послушаем Плутарха: «Рассказывают, что Калан воочию показал Александру, что представляет собой его царство. Бросив на землю высохшую и затвердевшую шкуру, Калан наступил на её край, и вся она поднялась вверх. Обходя вокруг шкуры, Калан наступал на неё с краю в разных местах, и всякий раз повторялось то же самое. Когда же он встал на середину и крепко прижал её к земле, вся шкура осталась неподвижной. Этим Калан хотел сказать, что Александр должен утвердиться в середине своего царства и не слишком от неё удаляться».
Александр не мог полагаться на македонян; но и среди персов он был чужим. И царь решился на невероятный по масштабам и замыслам эксперимент: целью его было создание нового народа, он захотел объединить побеждённых и победителей.
С этих позиций и следует рассматривать самую грандиозную в мировой истории свадьбу, состоявшуюся в Сузах.
Александр взял в жены старшую дочь Дария - Статиру, а, согласно Арриану, ещё и младшую из дочерей Оха - Парисатиду. Иметь несколько жен вполне соответствовало как традиции македонских царей, так и персидских. Удивительнее другое: вместе с царем семейными узами связали себя 80 влиятельнейших македонян. Больше всего повезло царскому любимцу Гефестиону - ему досталась одна из дочерей Дария. Остальные друзья получили дочерей и родственниц персидских вельмож. «Браки совершены были по персидскому обычаю», - Александр после неудачи с коленопреклонённым приветствием царя использовал любую возможность, чтобы сломить македонскую гордыню. Арриан рассказывает:
Для женихов поставлены были в один ряд кресла; вкусив напитка, невесты подошли и сели, каждая возле своего наречённого; те обняли и поцеловали их. Царь подал пример; браки всех совершены были одновременно. Мужья, каждый со своей женой, ушли к себе. Приданное всем дал Александр. Были и другие македонцы, женившиеся на азиатских женщинах; Александр велел составить их поименные списки (оказалось их больше 10 000), и все они получили от него свадебные подарки.
Интересно мнение Ф. Шахермайра об этом конвейерном способе создания новых семей: «Легко понять стремление Александра связать свой род с династией Ахеменидов: такие поступки характерны для многих завоевателей, находившихся в подобном положении. Не нуждается в оправдании и покровительство брачным союзам между представителями македонской и иранской аристократии. Однако нас не может не ужасать холодная рассудочность царя, принуждение, вторгшееся в самую интимную сферу человеческой жизни, пренебрежение к личным чувствам и, наконец, то, что Александр задумал для осуществления своей воли некую всеобщую церемонию.
Всё это напоминало действия селекционера, скрещивающего жеребца и кобыл разных кровей, во всём был холодный расчёт, не принимавший во внимание движения человеческих сердец; здесь не было и намёка на свободный выбор. Конечно, во все времена бывали случаи, когда политические соображения играли решающую роль при заключении браков. Но это были отдельные случаи, единичные судьбы, приносимые в жертву идее государственности. Здесь же приближённые Александра, повинуясь высшим государственным интересам, превратились в стадо, которое гонят на случку».
Александр возлагал большие надежды на потомство от смешанных браков. Казалось, царь собирался жить вечно; по крайней мере, надеялся дождаться, когда македоноперсы вырастут и пополнят ряды его войска. «Он в точности установил число сыновей, родившихся от македонцев и пленных женщин, назначил каждому сумму, нужную для получения хорошего воспитания, приставил к ним воспитателей, которые дали бы им подходящее воспитание» (Диодор).
Фактически царь стал отцом для мальчиков, родившихся после гигантской свадьбы, ибо македоняне тотчас после первой брачной ночи отправились на родину, к прежним жёнам. Александр занял трон персидских царей и в своей деятельности всё больше опирался на персидскую и индийскую знать; с персами, а не македонянами он планировал завершить завоевание мира. Он холил и лелеял подраставшее войско, которое состояло исключительно из представителей азиатских народов.
«Тридцать тысяч мальчиков, которых Александр велел обучать и закалять, оказались не только сильными и красивыми, но также замечательно ловкими и умелыми в военных упражнениях. Александр очень этому радовался, а македоняне огорчались, опасаясь, что царь будет теперь меньше дорожить ими. Поэтому, когда Александр собирался отослать к морю больных и изувеченных воинов, македоняне сочли это обидой и оскорблением, они говорили, что царь выжал из этих людей всё, что они могли дать, а теперь, с позором выбрасывая их, возвращает их отечеству и родителям уже совсем не такими, какими взял. Пусть же царь признает бесполезными всех македонян и отпустит их всех, раз у него есть эти молокососы-плясуны, с которыми он намерен покорить мир.
Эти речи возмутили Александра. Гневно разбранив македонян, он прогнал их прочь и поручил охранять себя персам, выбрав из их числа телохранителей и жезлоносцев» (Плутарх). Царь настолько не доверял македонянам, что отобрал себе в телохранители тысячу молодых персов. Даже в элитном подразделении - коннице - македонян заменили, как отмечает Арриан, «конные бактрийцы, согды, арахоты, заранги, арии, парфяне, а из персов так называемые эваки были зачислены по лохам (отрядам) в конницу "друзей" (выбирали тех, кто выдавался знатностью, красотой или другими достоинствами)».
И ещё один род войск Александр существенно пополнил персами. Диодор Сицилийский сообщает: «В это время прибыл Певкест с 20 тысячами персидских лучников и пращников; царь влил их в старые полки и таким путем преобразовывал всю армию, создав войско смешанное и способное служить его намерениям».
Если раньше македоняне считали себя незаменимыми и потому могли выражать царю своё недовольство и за продолжение войны требовать с него подарков и денег, то теперь с ужасом увидели, что Александр с успехом их заменяет. Они в очередной раз попробовали возмутиться, а что из этого вышло, повествует Юстин: «Македоняне негодовали на это, говоря, что царь врагам передал ту службу, которая до сих пор принадлежала им».
Левицкий Г.М., Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы, М., «Энас»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г., с. 260-263.