Критерии научных исследований по Леонардо да Винчи

«… Леонардо, по всей видимости, достаточно точно представляет своих оппонентов. Он не только фиксирует сложившееся отношение к себе, но и строит предположения относительно того, какую реакцию может вызвать его научная деятельность, тут же вступая в спор.

Противопоставляя чуждой ему по методу исследовательской практике истинные, как ему кажется, критерии, Леонардо настойчиво выдвигает свою систему ценностей. Прежде всего отметим, что в его полемике, часто даже в одной записи, переплетаются научно-методологические, личностно-психологические и бытовые мотивы.

Выделим несколько самых существенных оппозиций, на которые указывает Леонардо, сопоставляя результаты собственных и чужих исследований.

Прежде всего Леонардо лишает адептов обманчивых, умозрительных наук личностности и своеобразия.

Всё, что они говорят, не принадлежит им, а взято из чужих трудов (trombetti е recitatori).

И в этом аспекте противопоставление «своего» и «чужого» перерастает в трактовке Леонардо в противопоставление «нового» как результата собственных усилий и «старого», уже известного, как естественного следствия ориентации на давно сделанное. Леонардо подчёркивает, что он изобретатель, а его критики - нет (non inventori).

Основную причину этого он видит в том, что его оппоненты в своей учёной практике игнорируют опытное исследование. В связи со ссылкой на опыт как необходимую стадию на пути к истине Леонардо выдвигает несколько противопоставлений.

Во-первых, опыт противопоставляется авторитету как новая истина - традиционно господствующим заблуждениям.

Во-вторых, опыт как главный метод научного поиска противопоставляется «воображению» (imaginazione), «измышлению»   (mentalita),  «бредням» (sogno).

В-третьих, опыт как первоисточник знания, как познание причин и основ противопоставляется книгам, сочинениям различных авторов - вторичным, отражённым и часто извращающим природу источникам.

В-четвёртых, опытное исследование как нечто реальное, как конкретное дело, ведущее к открытию нового, противопоставляется словесному звону диспутов, спекулятивным рассуждениям как научной фикции, как пустоте (реальный предмет и его зеркальное отражение сравниваются как «нечто» и «ничто»).

Наконец, в-пятых, опытное исследование противопоставляется книжному как надлежащим образом организованное изучение случайному, бесструктурному («одеты в случайное», «похожи на стадо»).

В полемике, которую ведёт Леонардо, с идеей опыта связано несколько оппозиций. Опыт взывает к ingegno (В текстах Леонардо термин «ingegno» можно трактовать и как «искусность», «одарённость», и как «творческую способность» - Прим. И.Л. Викентьева), а авторитет - к памяти (memoria).

Но, как считает Леонардо, «хорошая учёность родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования». Совершенно понятно, что линия авторитет-память-учёность ведет в лагерь его противников, а дарование-опыт-разум присваивается самим Леонардо.

Особую неприязнь (чтобы не сказать ненависть) питает Леонардо к слову, но, разумеется, в совершенно определённых его ипостасях, прямо связанных с особенностями деятельности враждебных ему интеллектуальных групп. Он выступает против самоценного слова, разукрашенного пустой риторикой, против бесплодных диспутов, против слов, ведущих родословную от древних споров и прикрывающих творческое бесплодие его сопернике. Иначе говоря, против пустозвонства, подменяющего собой поиски достоверного знания.

Леонардо считает, что истинная наука (vera scienza) должна «наложить молчание на языки спорщиков», что последовательно и конкретно проведённое исследование неизбежно приводит всякое возражение к «разрушению» и вечному молчанию и даёт возможность «мирно»  наслаждаться результатами. Например, никто же не будет возражать, полагает Леонардо, что в треугольнике сумма углов не может превышать 180°.

Таким образом, ещё одной линией является точность исследования - ясность и убедительность его результатов - бесспорность их принятия («вечное молчание»), противопоставляемые нелепости, питающейся сновидениями и рождающей спорность (обманчивость)».

Петров М.Т., Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса, Л., «Наука», 1982 г., с. 114-115.