Мао Цзэ-дун в беседе с ответственными руководителями конференции хун-вэйбинов Пекина (28 июля 1968 года):
«На мой взгляд, в полной средней, полной начальной и начальной средней школах основные предметы почти такие же, как и в вузах, и учиться шесть - десять лет слишком много. Полная средняя школа повторяет начальную среднюю, а вузы повторяют полную среднюю школу, основные предметы везде повторяются.
Что касается специальных дисциплин, то преподаватели сами не разбираются в них, а философы не сильны в философии, так чему тут научишься?
Знания приобретаются не в школе. В прошлом, в школе, я не придерживался правил и лишь руководствовался целью не быть исключенным. На экзаменах я получал от 50-60 до 80 баллов, в среднем - 70 баллов (В Китае тогда была принята 100-балльная система оценки успеваемости – Прим. И.Л. Викентьева).
Многими предметами я не занимался, а когда надо было заниматься, мне это не всегда удавалось. На некоторых экзаменах я подавал чистый лист; на экзамене по геометрии я нарисовал куриное яйцо. Разве это не геометрия? Ведь одним росчерком пера я быстрее всех выполнил экзаменационную работу.
Я вот не учился ни в каком военном училище, не изучал никаких военных трактатов. Говорят, что я проводил сражения, руководствуясь романом «Троецарствие» и «Трактатом о военном искусстве» Суньцзы. А я говорю, что я не читал «Трактата о военном искусстве» Суньцзы, я читал только роман «Троецарствие».
Солдатом достаточно прослужить полгода. Какой смысл долго служить? За полгода можно все усвоить, затем год побыть крестьянином, второй год - рабочим, вот это и будет настоящий университет!
Настоящие университеты - это заводы и деревни.
Что касается юриспруденции, то, пожалуй, лучше не изучать её.
Изучаешь литературу - так пиши стихи, пиши пьесы. Изучаешь философию - так изобрази мне историю твоей семьи, исторический процесс, опиши ход революции.
Те, кто изучает политэкономию, не должны учиться у профессоров Пекинского университета, да и какие знаменитые профессора есть в Пекинском университете? Для изучения подобных вещей не требуются преподаватели, обучение преподавателями - это пагубный метод. Создайте группу, сами читайте книги, это и будет университет самообразования; посещайте его полгода, год, можно и два, три года, и не надо экзаменов.
Экзамены - это не метод, по одной книге экзаменуют по десяти вопросам, а в книге сто проблем, так это всего 10 процентов? Экзамены сдал, а как быть с остальными 90 процентами?
В Хунаньской библиотеке я занимался полгода, в библиотеке Пекинского университета - полгода. Я сам подбирал для себя литературу. Кто обучал меня? Я посещал только журналистику и числился в группе журналистов.
Учёный N окончил только среднюю школу и был самоучкой. В Советском Союзе запустили спутники, а родоначальником является Циолковский. Человек, который изобрёл паровую машину, был рабочим, а не преподавателем какого-то университета... Ребёнок изучает историю, а не понимает классовой борьбы.
Шесть лет в начальной школе - это слишком долго, шесть лет в средней школе - это слишком долго, бессмысленно.
Экзамены не нужны, какой смысл в экзаменах? Без экзаменов лучше! Экзамены надо полностью отменить, это следует принять как закон».
Маоизм без прикрас / Под ред. О.Е. Владимирова, М., «Прогресс», 1980 г., с. 148-150.