Продвижение и PR творческих личностей
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Продвижение и PR творческих личностей
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
«Считается, что среди многочисленных народов, населяющих землю, греки были первые, кому философия приоткрыла свой лик и свои тайны; из её сокровищницы они почерпнули военную науку, политическую премудрость и многое другое, не менее драгоценное, поэтому стали так знамениты и почитаемы. В числе прочих сокровищ было и превосходное изречение Солона, которым я предварил эту книжицу. (А именно, цитирую: «Солон, чье сердце уподобляли рукотворному храму нерукотворной мудрости, чьи священнейшие законы и поныне неопровержимо свидетельствуют о справедливости древнего правосудия, - так вот, Солон, как утверждают некоторые, любил повторять, что государство, подобно нам, людям, ходит и стоит на двух ногах, и всякий раз с глубоким убеждением добавлял, что правая нога - это обыкновение неуклонно карать всякую провинность, а левая - столь же неуклонно награждать любое доброе деяние; и ещё он говорил, что если в государстве по злоумышлению или нерадивости нарушают либо не всегда соблюдают одно из этих правил, оно вскорости неизбежно охромеет, а если там, на горе себе, пренебрегают обоими, то и вовсе обезножит» – Прим. И.Л. Викентьева).
Государство, чьим гражданином он был, процветавшее в ту пору более всех прочих, твёрдо стояло и ходило на двух ногах, ибо строго следило за тем, чтобы виновные несли должную кару, а достойные получали награду. Величайшей из установленных наград было происходившее при всём народе и со всеобщего согласия увенчание лаврами поэтов, успешно завершивших свой труд, и полководцев, победоносно расширивших пределы отчизны, ибо считалось, что одинаковой славой осенён и тот, чьей доблестью сохранены и преумножены земные владения, и тот, чей гений проник во владения духовные.
Итак, греки первые изобрели эту почесть, а потом, когда воинские подвиги вознесли на вершину мировой славы римлян, они в свою очередь переняли греческий обычай, и до сего дня в Риме происходит увенчание лаврами; правда, теперь венчают только поэтов, да и то очень редко.
Вот почему я считаю нелишним рассказать здесь, как случилось, что листьям лавра отдали предпочтение перед всеми другими.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТОГО ОБЫЧАЯ
Существует предание, что Феб, родоначальник поэтов, их покровитель и вместе с тем их победитель на всех состязаниях, полюбил нимфу Дафну; когда она превратилась в лавровое дерево, Феб в знак любви к ней стал носить лавровый венок, и украшать лавровыми листьями лиру, на которой играл, и венчать ими стихотворцев, одержавших верх над соперниками.
Люди будто взяли пример с Феба - потому-то доныне поэтов и полководцев венчают лаврами. Я не отвергаю этого объяснения, не называю его вздорным, но мне по душе другое толкование - сейчас я его изложу. Учёные, исследующие природные особенности растений, среди прочих свойств лавра числят три самых примечательных и ценных: первое и всем известное свойство состоит в том, что его вечнозелёная листва никогда не опадает; второе - что, по многим наблюдениям, молния, поражая другие деревья, неизменно щадит лавр; третье, тоже всем известное,- что он источает сильное благоухание.
Из-за этих трёх свойств лаврового дерева древние зачинатели помянутого обычая и выбрали его листья для увенчания поэтов, создавших замечательные произведения, равно как и победоносных полководцев.
Во-первых, говорили они, вечнозелёная листва лавра означает, что вовеки не увянет слава тех, чьи творения удостоились или удостоятся лаврового венка; во-вторых, как небесная молния не касается лавра, так молния зависти или пламя всеистребляющего времени не коснётся этих нетленных творений и, наконец, в-третьих, они никогда не утратят ни своей занимательности, ни красоты и все будущие читатели и слушатели ощутят их благоуханную прелесть.
Посему именно лаврами следует венчать людей, чьи труды, насколько нам надо судить, свойствами своими сходны с ними. Так что не без причины наш Данте страстно стремился к этой почести, иными словами, к признанию великих своих свершений, а свидетельством такого признания и является лавровый венок, украшающий чело достойного».
Джованни Боккаччо, Жизнь Данте, в Сборнике: Мир Данте в 3-х томах, Том 3, М., «Терра-Книжный клуб»; «Литература», 2002 г., с. 29-30.
Замечу, что в сознании древних греков ветвь лавра ассоциировалась с богом Аполлоном, им же награждали «любимцев Аполлона» - поэтов. Иногда считалось, что перед предсказанием жрецы должны жевать лавр…