Пока непознанные проблемы и формирование учёного - случай с А.Ф. Иоффе

«Однажды Абрам Фёдорович Иоффе, «папа советских физиков», рассказал мне, как начиналась его жизнь учёного.

- Решил мою участь учитель физики. Он был хорош тем, что признавал беспомощность физических воззрений того времени. Он говорил: «Свет есть распространение волн в эфире. Свет звезд доходит движениями волн по эфиру». Я его спросил: «Значит, кроме как передавать свет звёзд эфиру делать нечего?» Мне показалось это глупым. Надо исключить эфир из науки или выяснить, чем он ещё занят, - решил я.

Рассказывая, он посмеивался и над той физикой, и над собой.

- У меня обостренное обоняние. Собачий нюх. Заинтересовали запахи. Что такое запах? Нет субъективных запахов. Есть три-четыре основных запаха, из которых складывается остальное многообразие. Примерно как в оптике с цветами. Учитель развёл руками. Много позже я задался вопросом, тогда неясным - отчего человек загорает? Наклеивал себе на лоб разные кусочки материалов».

Учитель Абрама Федоровича Иоффе был хорош тем, что указывал ученику на незнание, открывая перед ним непонятные явления. Это возбуждало мысль сильнее, чем то, что давно всем известно. Тайны природы, нераскрытые, удивительные, привлекают, волнуют молодой ум: «Вот она, задача, которая ждёт меня!..».

Гранин Д.А., Причуды моей памяти, М., «Центрполиграф», 2010 г., с. 268.


Наставник-2 творческой личности в детстве

Популяризация пока нерешённых проблем по Г.С. Альтшуллеру